Успение – самый великий из праздников, посвященных Божией Матери. Это день завершения подвига Ее земной жизни, это день встречи Ее с Христом после долгой разлуки.
Последние годы своей жизни Дева Мария пребывала в Иерусалиме, Она была сердцем Иерусалимской общины. Апостолы, возвращаясь из дальних странствий, приходили к Ней, как дети к своей матери, и затем снова шли на подвиг проповеди, который почти для всех окончился подвигом мученичества.
Дева Мария жила в доме своего родственника Иоанна Богослова, которому поручил Ее Господь во время Голгофских страданий. Она выходила из дома в сопровождении своих родственниц: Саломии – матери апостолов Иоанна и Иакова и других иерусалимских женщин. Она любила посещать места, связанные с земной жизнью Ее Сына. Подолгу молилась у Голгофы, и воспоминания о Распятом Христе снова, как удар клинка, пронзали Ее сердце и наполняли глаза слезами. Но в этих страданиях Она переживала и невыразимую радость, радость близости к Своему Сыну на том месте, где Его кровью был спасен мир.
Она посещала Вифлеем, где на окраине города, в пастушьей пещере, родился Ее Божественный Сын. Она вспоминала, как Младенец, озаренный небесным светом, сладко спал в яслях, куда клали сено для животных, которые, как будто понимая, что перед ними Спаситель мира, всю ночь стояли над яслями, согревая Его своим дыханием.
Она посещала Назарет, где в доме Иосифа Обручника архангел Гавриил возвестил Ей о рождении Сына. В Назарете Господь жил сокрытой от мира жизнью, путешествовал вместе с Девой Марией в Иерусалимский храм и читал вместе с Ней Священное Писание. По преданию, Дева Мария учила отрока Иисуса азбуке. С юных лет Он помогал Иосифу Обручнику в плотницком ремесле.
Посещение христианами святых мест ведет свое начало от примера Девы Марии. В самые тяжелые времена, когда паломникам угрожали опасности на пути, нападение разбойников, рабство и смерть, все равно не прекращался поток богомольцев к святым местам Палестины. Там как будто время возвращается назад и паломник чувствует, что он находится рядом с Христом, как в годы земной жизни Спасителя.
Священное Предание сохранило нам облик Божией Матери. Она была выше среднего роста, волосы Ее были цвета спелой пшеницы, лик овальный, уста похожи на лепестки роз. Глаза большие, цвета маслин. Весь Ее облик дышал красотой и благодатью. Святой Игнатий Богоносец пишет, что в Ней человеческое естество, казалось, было соединено с ангельским. Целые дни Она пребывала в безмолвии и молитве. В беседе больше слушала, чем говорила. Каждое Ее слово дышало неизъяснимой благодатью. Она беседовала с человеком с таким благоговением, с каким мы не обращаемся к Богу. Она отвечала добром за зло и молилась о своих гонителях. Дева Мария еще ребенком, живя при храме, научилась шить священные облачения. В последние годы своей жизни Она вышила омофор для воскрешенного Господом в Вифании Лазаря, уже ставшего епископом Кипрским.
Дважды Дева Мария покидала Палестину. Один раз, чтобы навестить Иоанна Богослова в Эфесе. До сих пор сохранился домик, где жила Дева Мария. Второй раз Она отправилась в морское путешествие на остров Кипр, чтобы повезти Лазарю сделанный Ею епископский омофор. Существует предание, что корабль, застигнутый бурей в море, пристал к скалистому берегу горы Афон. Дева Мария сказала, что эта гора Ее земной удел, что здесь будут обитать только монахи, и Она Сама станет их Покровительницей. Земля жребия Божией Матери – Грузия. Удел Божией Матери – Афон.
Грузия и Афон связаны друг с другом духовными узами. С древних времен на Афоне обитали грузинские монахи. Там были у них скиты во имя Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, а затем построен знаменитый Иверский монастырь с главным храмом, посвященным Успению Божией Матери. В Иверском монастыре, называемом Лаврой, великими подвижниками Евфимием и Георгием было переведено Священное Писание с греческого на грузинский язык. Этот перевод стал неотъемлемой частью богослужения Грузинской Церкви. Самая известная на Афоне икона – Иверской Божией Матери, с которой монахи связывают будущее Афона.
Почитание Иверской иконы носит ярко выраженный эсхатологический характер.
Дважды в Иерусалиме Дева Мария получила весть о Своем Успении: за 40 дней и за 3 дня. Во время Благовещения архангел Гавриил явился к Ней, держа в руке лилию – знак целомудрия и чистоты. Теперь он явился с пальмовой ветвью в руках – знаком победы. Вся жизнь Божией Матери была победой над грехом и злом. Она была Единственной из всего человеческого рода, которая никогда не согрешила перед Богом ни тайным помыслом, ни чувством сердца.
Дева Мария молилась Богу о том, чтобы Она смогла попрощаться с апостолами, чтобы Дух Святой собрал их в Иерусалиме, и чтобы Ей не видеть безобразных и отвратительных лиц демонов, которые встречают и испытывают душу во время прохождения мытарств.
Настал день Успения. Апостолы собрались к одру Божией Матери, Она попрощалась с каждым из них, каждого благословила, как мать своего ребенка. Апостолы подняли одр с телом Богородицы и понесли его через Иерусалим в Гефсиманский сад. Там были похоронены родители Девы Марии – Иоаким и Анна. Когда они проходили мимо Иерусалимского храма, то пели псалом об исходе Израиля из Египта, что символически означало освобождение от плена ада и смерти.
Во время земной жизни Иисуса Христа апостолы собирались обычно на трапезу со своим Учителем. После Вознесения Христа они оставляли незанятым то место за столом, где сидел Господь. На стол они клали хлеб, а после трапезы поднимали этот хлеб со словами: "Иисусе, помогай нам!" и разделяли хлеб на части. На сороковой день после Успения Божией Матери апостолы, по обычаю, встав из-за стола, подняли хлеб и вдруг увидели Деву Марию, благословляющую их и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" От этого ведет начало обряд, называемый чином Панагии совершаемый в православных монастырях и доныне.
Успение Божией Матери – это не день скорби, а праздник, наполняющий душу человека небесной радостью и глубоким миром. Дева Мария покинула землю, но не оставила нас материнской любовью и Своими молитвами. Чем выше поднимается солнце от земли, тем теплее становятся его лучи. В течение двадцати веков со всех концов земли, как непрерывающийся поток, возносятся молитвы к Божией Матери.
Во время крестных страданий Христос, обращаясь к Иоанну Богослову, сказал: "Се Мати твоя", а Ей - "Се сын Твой". Это мистическое усыновление человечества продолжается до сих пор, и человечество чувствует эту материнскую любовь Божией Матери.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев