История картины "Весна" Аркадия Пластова. Как признанный художник отказался от реализма?
Поэтичная картина Аркадия Пластова "Весна". Почему признанный художник рискнул и пошел на создание спорного образа? Полное название картины было "Весна. Старая деревня".
***
В 1954 году, уже во времена хрущёвской оттепели Пластов, наконец, закончил сложную работу над одной из самых знаковых, бросающих вызов соцреализму, и в то же время нежных, мифологических картин – «Весна».
Замысел тянулся ещё с войны, с самого 1944 года, художник долго бился над этим образом, не находя того, что отвечало бы его задумке. Много раз бросал работу и думал, что не вернется к ней. Нашел в себе силы, и замысел был реализован, но лишь через 10 лет.
Поэтому сразу можно ответить тем, кто писал и пишет "художник сознательно заострил внимание на обнаженной натуре" – вы не правы, этот выстраданный образ стал симфонией творчества Пластова, – он мифологический, он многозначный, он трогательный.
Художнику в момент создания картины уже 61 год, он знаменит, лауреат госпремий, но в нем нет ни капли снобизма и желания угодить партии, столь щедро его наградившей. У него много незавершенных полотен, а завершает именно это! И в солидном возрасте он выйдет на недосягаемый уровень.
И еще одна мысль. В этой истории проявилось потрясающее свойство характера русского человека – желание рискнуть. Что, Пластов не знал, какие реплики он услышит об обнаженной натуре, когда девушка могла бы быть в домотканной рубахе ? Не знал, что всем не угодишь и будет серьезная критика не только обнаженности, но и древней развалюхе-бани?
Поэтому, сруб – старый, покосившийся, но держит тепло.
Банька по-черному, но дает силы очищения и обновления.
Небо – серое, но скоро весенние дни и молодое солнце.
И верхняя одежда видна справа, на гвозде, – но девушка не прикасается к ней, она телом должна почувствовать обновление.
Она воплощает весну. А природа весной .... У-у-ух какая оживленная.
Она воплощает славянскую богиню весны Лелю. А богиня Леля расколдовывает чары Мары — богини, увлекающей природу в своё хладное зимнее царство. Леля символизируют созидательное женское начало. Поэтому перед нами две сестры, как продолжение жизни. Перед нами воплощение гармонии непередаваемо тёплых и нежных отношений между старшей сестрой и младшенькой.
Не обиженный властью, Пластов, с наградами и регалиями, не расписывает успехи советского строя, не орет с трибуны лозунги, не тычет молодым художникам, как рисовать, а уходит в романтику, чувственность, душевность.
Все по Пушкину выходит...
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
А.С.Пушкин
Нет комментариев