Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку.
15 декабря 1938 года, при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве, трагически погиб Валерий Чкалов. По результатам проверки крушения, ценой своей жизни, летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. Чкалов был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.💥
С 1938 по 1957 годы город Оренбург носил имя Валерия Чкалова, а Оренбургская область именовалась Чкаловской. Валерий Чкалов стал настоящим героем своего времени, выдающимся бесстрашным пилотом советской армии, он совершил более 800 перелётов на 70 видах самолётов. В Москве его экипаж в 1936 году встречал Иосиф Сталин, а годом позже Валерия Чкалова принимал президент США Франклин Рузвельт в «Белом Доме». Его жизнь была триумфом, а гибель так и остаётся загадкой.
Об успешной карьере лётчика в детстве Валерий Чкалов мог только мечтать. Родился он в семье котельщика, рано потерял мать и рос в довольно тяжёлых условиях. После учёбы в речном ремесленном училище он устроился работать сначала кузнецом, а потом кочегаром на землечерпалку, параллельно помогая отцу на службе. В пятнадцать лет он увидел в небе самолёт, и это навсегда перевернуло его жизнь. Уволившись с работы, Валерий Чкалов пошёл в Красную Армию, чтобы обучаться лётному делу и быть ближе к своему новому высокому стремлению.
Окончив обучение, Валерий Чкалов отправился для прохождения службы в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова, где показал себя очень храбрым, а подчас даже дерзким пилотом. Его строптивый характер проявлялся и в манере управления самолётом – он множество раз получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полётов и даже попадал за своё поведение в тюрьму.
Широко известен его знаменитый пролёт под Троицким мостом через Неву, который он совершил без разрешения начальства, а в 1940 году его повторил другой советский лётчик Евгений Бориченко для биографического фильма о Чкалове.
В 1928 году Валерий Чкалов и вовсе был осужден за свое воздушное лихачество, приведшее к аварии, и приговорен к году лишения свободы. На счастье, у него нашлись влиятельные заступники в лице Климента Ворошилова и Якова Алксниса, и через месяц он вышел на свободу, а ещё через год устроился лётчиком-инструктором.
За время своей службы в Научно-исследовательском институте ВВС, куда он был направлен на работу после своего заключения, величайший лётчик освоил технику пилотирования 30 самолётов и совершил более 800 испытательных полётов. Продолжил заниматься испытаниями он и в должности лётчика Московского авиационного завода № 39, где тестировал тяжелые бомбардировщики и истребители, а также разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее известные – восходящий штопор и замедленную бочку.
По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании лётчиков Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил беспрецедентный перелёт из Москвы на Дальний Восток. За 56 часов беспересадочного полёта в сложнейших погодных условиях было преодолено 9374 километра. О важности этого достижения можно судить хотя бы по тому, что встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично Сталин. С самолёта Чкалов сошёл уже в статусе всенародного героя (в том числе официально – за перелёт всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина).
Вслед за всенародной известностью последовала и мировая слава. В июне 1937 года Валерий Чкалов вместе со своим экипажем на самолете «АНТ-25» совершил беспосадочный перелёт «Москва – Северный полюс – Ванкувер», протяженностью 8504 км. В США их встречали как героев, фотографии советских лётчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме.
В конце 1938 год Чкалов собирался испытать новый истребитель «И-180». Подготовка проходила в условиях крайней спешки – тестирование летательного аппарата собирались закрыть до Нового года. Несмотря на то, что на момент испытаний в машине было выявлено 190 дефектов и, игнорируя доводы конструкторов, 15 декабря Валерий Чкалов решил провести лётные испытания.
При заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице. Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолёта. За халатность и неорганизованность в работе, приведшей к гибели пилота, под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это было подстроенная смерть, спланированная НКВД и Лаврентием Берией.
Масштаб фигуры Валерия Чкалова, конечно, впечатляет – личный друг Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы орденами и наградами. Неудивительно, что память о нём сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников. Так, в честь него названо несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, а по мотивам его жизни снято несколько биографических фильмов.
Уже через три дня после трагической гибели летчика, 18 декабря 1938 г. в газете «Правда» было опубликовано сообщение из города Оренбурга: «Известие о гибели В.П. Чкалова встречено трудящимися Оренбурга с чувством великой скорби. Курсанты авиационного училища имени Ворошилова скорбят в связи с гибелью Валерия Чкалова. И заявляют, что борьба за овладение высотами авиации будет продолжена нами – его соратниками».
22 декабря 1938 года общее собрание воинских частей Оренбургского авиационного училища имени Ворошилова, в знак увековечения памяти великого летчика, выступило с предложением о переименовании города Оренбурга в город Чкалов.
Это решение было поддержано на митингах и собраниях трудящихся в городе Соль-Илецке, селе Гавриловка, поселках Саракташ, Ново-Сергиевка, на заводе им. Куйбышева в Бузулуке, паровозоремонтном заводе в Оренбурге, сотрудников Управления НКВД по Оренбургской области, в других трудовых коллективах, в городах и районах.
Инициатива жителей Оренбургской области о переименовании города была рассмотрена органами власти Союза ССР. 26 декабря 1938 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР.
После опубликования Указа в газете «Оренбургская коммуна» 27 декабря 1938 года в городе Чкалове состоялся митинг, на котором приняли участие 70 тыс. трудящихся. В резолюции митинга было выражено одобрение принятого решения о переименовании города Оренбурга и Оренбургской области в честь легендарного летчика.
А на следующий день, 28 декабря 1938 года, областная газета вышла под новым названием – «Чкаловская коммуна».
После XX съезда КПСС (1956), на котором произошло осуждение культа личности Сталина, по стране прокатился вал переименований. К таковым относились все инициативы по возвращению городу Оренбургу прежнего имени, которые не получали поддержки. Вернуть историческое имя удалось в декабре 1957 года. Тогда был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании Чкаловской области в Оренбургскую область».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев