чем ближе момент смерти Сына Божия, тем больше происходит исторических событий, тем больше исполняются пророчества, приходящиеся на каждый день Его жизни.
«И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место». Так начинает свое повествование сегодня евангелист Марк. На этой горе, как на жертвеннике, Сам Божественный Агнец Иисус Христос добровольно приносит Себя в жертву. Содрогается небо и земля, солнце скрыло свой лик, тьма объяла Голгофу.
В одиночестве, всеми преданный и оставленный с высоты Своего Креста встречает Он мрак, рассеивающийся по лицу земли. Внизу у подножия Голгофской горы гудит многоликая толпа, толпа дикая, необузданная, глумящаяся, встревоженная, равнодушная и слепая. Как дикое стадо животных, они жаждут испить крови Невинного. Он жаждет любви, они жаждут крови. «Ясное солнце с небесной высоты, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - увидев поругание Владыки на крестном древе, изменилось в лице: удержало лучи своей светлости». Небесное светило, вся природа, вся бесконечная стихия Божьего мироздания возмутилась от ужаса мук Посланника Небес, все облекло печалью и тьмою.
Неоднократно наш человеческий ум, движимый желанием постичь внутренний смысл спасительных событий Божественного Воплощения и Искупления, изумленный необычайностью неповторимых событий земной жизни Христа, стремится проникнуть сквозь непроницаемую завесу священной тайны Христовых страданий. Но всякий раз ощущаешь свою немощь и ограниченность, признавая себя побежденным его безмерным величием и непостижимостью.
Священное Писание открывает нам, что с того момента, когда наши прародители, увлеченные коварным прельщением дьявола, простерли руку к запрещенному плоду, в их лице все человечество впало в состояние духовной смерти. Проходило время, менялись поколения земли, но человечество по наследству от Адама зачиналось в беззаконии и рождалось во грехах, являясь на свет, как пишет апостол Павел, «чадом гнева» по естеству.
Мало того. Повинуясь господствующему в поврежденном естестве нашем закону греха, мы с каким-то удивительным усердием и поспешностью стараемся собственными усилиями приумножить полученное нами через плотское рождение греховное наследство, и становимся, таким образом, уже вполне сознательными противниками воли Божией, отчужденными и врагами по расположению к злым делам.
Человек тяжко страдал и томился в этом беспросветном духовном рабстве, познавая горечь утраты, опытно убеждаясь в своем нравственном бессилии, обращая свой взор к небу, откуда только и могла прийти желанная, хотя ничем и незаслуженная помощь.
Эта помощь пришла. Для Господа, говоря словами святого Василия Великого, в силу Его бесконечного милосердия было нестерпимо видеть мучимый дьяволом род человеческий. И Он пришел и спас нас от этого мучительства. Чтобы исполнить волю Своего Небесного Отца и разрушить дела дьявола, Единородный Сын Божий, Сущий в лоне Отчем, добровольно уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, смирил Себя, быв послушен даже до смерти и смерти крестной, - пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам.
Хотя весь жизненный путь Господа нашего Иисуса Христа от рождения в Вифлееме и до смерти на Голгофе был единым нераздельным искупительным подвигом, тем не менее, только на древе крестном вполне совершилось то непостижимое Божественное истощание, ради которого Он пришел на землю и по силе которого, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, Он не отступил, пока не возвел нас на небо и не даровал нам Свое будущее Царство.
Именно здесь, на Голгофе в крестных муках нашего Искупления стало очевидным для Ангелов и человеков, что, «возлюбив Своих сущих в мире, Он до конца возлюбил их». «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И именно этой наивысшей беспредельной любовью возлюбил человечество воплотившийся Единородный Сын Божий.
У Него нет и не было заранее отверженных и нелюбимых. Нет детей, которые были бы чужды Ему и далеки Его сердцу. Нет ни единого человека, которого Он не хотел бы привлечь к Себе, согреть Своей любовью и спасти Своим всепрощающим милосердием. Его ненавидели и презирали, Его изгоняли из сонмищ и из селений, Его хотели низвергнуть со скалы или побить камнями. Его оклеветали и ни в чем неповинного возвели на крест. Его преследовали в безумном ожесточении до самой последней минуты, кощунствуя, покивая головами, услаждаясь Его страданиями.
Но не было во всем мире такой безнравственной силы, которая могла бы нарушить Его внутреннюю решимость до дна испить чашу страданий, изливая на всех, друзей и врагов, потоки Своей беспредельной милующей любви.
Святитель Григорий Богослов так пишет об этом: «Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания. Ради этого вместо дерева - древо, вместо своеволия - пригвождение ко кресту, вместо изгнания Адама из рая -соединяющее воедино концы света; ради этого высота западения, желчь за вкушение, терновый венец за обладание злом, смерть за смерть, тьма ради света, погребение за возвращение в землю и воскресение Христа ради воскресения Адама.
Взирая духовным оком на эту страшную вселенскую трагедию, разыгравшуюся 2000 лет тому назад в окрестностях Иерусалима, трепещет сердце, немеют уста, ужасается душа. Это мистическое событие вне времени, и, увы, нередко и мы становимся живыми участниками распятия Сына Человеческого.
Преклонимся пред страшным голгофским крестом, на котором в смертельной агонии умирает «нас ради человек и нашего ради спасения» Сын Божий и слезно помолимся словами преподобного Ефрема Сирина: «Поклоняюсь Тебе, Владыко; благословляю Тебя, Благий; умоляю Тебя, Святый; припадаю к Тебе, Человеколюбец; прославляю Тебя, Христе. Потому что Ты, Единородный, Владыка всяческих, Единый безгрешный, за нас, недостойных, предан смерти, и смерти крестной, чтоб освободить нашу грешную душу от греховных уз. Слава Тебе, Человеколюбец; слава Тебе, Милосердный; слава Тебе, Долготерпеливый; слава Тебе, Прощающий; слава Тебе, Нисшедший с Небес спасти наши души; слава Тебе, Воплотившийся во чреве Девы; слава Тебе, Понесший узы; слава Тебе, Принявший бичевания; слава Тебе, Преданный посмеянию; слава Тебе, Распятый и Погребенный; слава Тебе, Воскресший и Вознесшийся на небо; слава Тебе, Возседший одесную Отца и паки грядущий со славой судити живых и мертвых; слава Тебе за Твое Царство, которому никогда не будет конца. Аминь».
Проповедь священника Георгия Полякова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев