До этого, оставляя Галилею, Он уже посылал двух учеников. Через несколько дней Он снова пошлет двух учеников, чтобы они уготовили трапезу Пасхи.
В Ветхом Завете Бог посылает Своих пророков и служителей. В Новом — Христос посылает их. В этом посланничестве — мессианский смысл. Оно возвещает о событии сакрального значения. Мы помним притчу о званых на брак (Мф. 22, 3—1), где Царь посылает Своих слуг, и слова Господа: «Вот, Я посылаю к вам пророков» (Мф. 23, 34). Через неделю Он дунет на Своих учеников и скажет: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас». А пока Господь говорит им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите».
Господь все предвидит. Он Сам устрояет Свой вход в Иерусалим и Сам уточняет все подробности и знамения. «И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу». Во всем Евангелии от Марка — это единственный раз, когда Спаситель именуется Господом, и Он Сам называет Себя так. Смысл этого именования ясен: Он, смиривший Себя до восторженного приветствия толпы, восхотел быть принятым всеми как Царь, как Мессия. Он открывает Себя таковым. Час истины пробил. Он — поистине Господь. Ему нечего больше терять.
После воскрешения Лазаря враги приговорили Его к смерти. Все земные подробности запечатлеваются высшим смыслом. Исполняются буквально пророчества о пришествии кроткого Царя — Мессии, восседающего на молодом осле. Царь, восседающий на осле! Никогда не было видано такого! Не на коне, как торжественно выступают победители в войнах. А на осле, знаменующим исключительным образом смирение Мессии. Ибо Господь — Царь мира, царство Которого не земное, и оно зиждется не на земном господстве.
Откуда взялось это древнее как мир недоразумение, эта ничем не разрываемая связь между Успехом и Могуществом, между Спасением и Силой? Это недоразумение, которое продолжается, увы, до наших дней и, кажется, все ощутимее, тяготеет над нашим миром, нашими человеческими обществами и порой — над нашими Церквами. Это содружество с властью, силой, это ослепление, этот гипноз, осуществляемый деньгами, — разновидностью власти и насилия.
Апостол Павел напоминал в свое время христианам, что они уже не под властью плоти, то есть силами мира сего, но под властью Духа. Дух, оживотворяющий изнутри, ведет нас к совершенно иным победам, чем те, которые достигаются с помощью колесниц и коней. Дух, сокрушающий луки и становящийся источником вечного мира для всех народов. Это сознавали пророки и созывали Иерусалим на праздник радости, потому что вот, наконец, Царь грядет кроток, восседая на маленьком ослике. Царь, Который разорвет этот замкнутый адский круг, связанный с внешней силой, и утвердит Могущество смирения и любви.
Устремленное к Богу святое человечество всегда противостояло этой надежде на «конницу», которая уводит от истинных ценностей и становится причиной поражений богоизбранного народа, ищущего своего спасения в сокрушении внешних врагов, в блестящих военных победах. Через всю человеческую историю как эхо гремит этот псалом: «Коня и всадника ввергнул в море». Но как трудно, почти невозможно, принять идею спасения оттуда, где предельная немощь, где полное поражение, совершенная нищета и самое главное — переход через смерть.
Иисус Христос, Сын Давидов, совершает Свой вход в Иерусалим, восседая на молодом осле. Не для того, чтобы вызвать у всех удивление, а для того, чтобы явить ценности нового мира, возвещенные Захарией и другими пророками, для того, чтобы воссияла красота заповедей блаженств. Христос говорит, что есть некое согласие между этими ценностями и малыми, смиренными, нищими, которые чувствуют себя хорошо, как у себя дома, среди них. В отличие от книжников и фарисеев, от интеллектуалов и ученых они обладают иным разумением — сердца и веры, и уже предощущают, что здесь — истина, красота, жизнь, любовь.
«Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!». Они идут, сопровождая Господа ко храму, с ветвями в руках, умоляя Бога о спасении. Спасение — вот что значит слово «Осанна». «Даруй нам спасение, спаси нас», взывая к обетованию Мессии построить кущу среди Своего народа. Разве не те же переживания были у апостола Петра на горе Фаворской, когда он воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть. Сделаем три кущи: одну — Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9, 33)?
Эта толпа, потрясенная чудесами Христовыми, глядит на своего Царя, входящего во Святый Град, Царя, которого она желает. Теперь Он возьмет в Свои руки всю власть, думают они. Его приветствуют криками, Ему бросают под ноги ветви и одежды, Ему устилают дорогу красными коврами.
Неужели эти люди ничего не поняли? Ничего не поняли за три года, когда Он возвещал Благую Весть, призывая всех к покаянию? Не поняли знамения, которое Он дает сегодня, — этого «жребяти осли», на котором должен восседать Царь-Мессия, кроткий Благовеститель мира, по слову Пророка? Из всех пророчеств они сохранили только слово «царь» — только то, что относится к мессианскому помазанию царя Давида, к победе его, которую они хотят видеть теперь и сразу. Они не захотели осознать постепенное углубление понятия Мессии, которое давали пророки, и о котором Христос не переставал говорить: Мессия — Слуга, и, более того, страждущий Слуга народа Божия.
«Многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было сказано им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52, 15). «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет Жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. Я дам Ему честь за то, что Он предал душу Свою на смерть, к злодеям был причтен, тогда как Он понес на Себе грех многих. И за преступников сделался Ходатаем» (Ис. 53, 9—12). Пророк Исаия, ветхозаветный Евангелист, как мы его называем, говорит о том, каким явится Мессия. Путь к Его вечной победе — через внешнее поражение. Не с толпой, приветствующей Его сегодня, потому что она не ищет того избавления, которое Он принесет ей Своею смертью в то время, когда она будет предавать Его на смерть.
Что значит это трагическое непонимание толпою того, что происходит? И почему оно скоро приведет к требованиям Его смерти? Толпе нужен вождь, освободитель, царь, который восстановит страну, возродит нацию и изгонит оккупантов, даст свободу, мир, благополучие. Богословие храма и знатоков закона, заглушающее голос пророков, вдохновляет толпу, и она не видит иного спасения, иного осуществления Божественного обетования, кроме как восстановление мощи и великолепия Израиля. Толпа, как и богословие книжников и фарисеев, ничему не научилась в испытаниях, которые она пережила, начиная с вавилонского плена и ранее. Ничего не поняла из слов пророков, непрестанно возвещавших о другом пути спасения, о другой судьбе Израиля Божия.
А мы? Не бываем ли мы, как эта толпа, ждущая прежде всего земного благополучия, такого мессии, который все совершит за нас? Такого бога, который даст скорую победу униженному нашему Отечеству и более всего бога, который все устроит, согласно нашим замыслам, нашим желаниям в нашей жизни и в мире?
Но мы должны быть христианами — теми, кто говорит: «Да будет воля Твоя!» — повторяя молитву Господню, и «Да будет нам по слову Твоему!» — повторяя молитву Божией Матери в час Благовещения. «Не Моя воля, но Твоя да будет!» — молясь молитвой Спасителя нашего перед Крестом Его. Быть теми, кто трезво видит все происходящее и не страшится никаких временных побед зла.
Протоиерей Александр Шаргунов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев