Святоотеческое понимание притчи — против модернистского
Притча о блудном сыне (Лк., 15) является, вне всякого сомнения, одной из самых замечательных притч, рассказанных Господом во время Его земной жизни. Свт. Николай Сербский говорил, что она сама по себе является «целым Евангелием тайн и поучений».Поэтому не удивительно, что именно эту притчу отрицатели догмата Искупления всячески пытались истолковать в пользу своей ущербной сотериологии.
«Вейс старается найти в притче о блудном сыне ту мысль, что для спасения человека достаточно одной любви Божией. В притче, — говорит он, — нет ни малейшего намека на крест Христов и на необходимость искупления. Пусть грешник раскается — и Бог сейчас же простит, без всякой искупительной жертвы… Эта мысль усматриваема была в притче еще унитариями (социнианами), — так думали и германские рационалисты XIX-го века», — сообщает нам Толковая Библия Лопухина.
В настоящее время эти и подобные им мысли выдаются представителями либерального богословия уже якобы за «православное» вероучение, подводя неискушенные души прямо под 4 и 5 анафематизмы Недели Торжества Православия. Не трудно догадаться, что святоотеческое толкование притчи о блудном сыне и на этот раз ясно обличает модернистские измышления, совершенно однозначно видя — в притчевом закалаемом «теленке» — Самого Господа Искупителя, определенного на заклание «грех ради наших» (Ис., 53. 6) «от создания мира»(Откр., 13. 8):
Свт. Амвросий Медиоланский
«Кающийся [сын] столь скоро заслуживает прощение, что издалека встречает его отец и лобызает его, что есть знак священного мира; повелевает вынести ему первую одежду, то есть брачную одежду, не имеющий которой выгонется с брачной вечери; дает перстень на руку его, что есть залог веры и печать Святого Духа: приказывает принести сапоги, ибо празднующий Пасху Господню и едящий агнца должен иметь прикрытые ноги против всех нападений и зверей духовных и также укусов змия; приказывает заклать тельца; ибо Пасха наша, Христос, заклан за вас. Ибо, когда приемлем Кровь Господню, тогда возвещаем смерть Его. И поскольку Он однажды за всех пострадал, то прощаются нам грехи, когда приемлем таинство Тела Его»(Свт. Амвросий Медиоланский. О покаянии две книги. Кн.2-я, гл.3, http://pagez.ru/lsn/0106.php )
Свт. Иоанн Златоуст
«И приведите откормленного теленка, и заколите». Какого тельца Он называет упитанным? Какого? Которого телица Мария Дева родила. Принесите тельца неукрощенного, не подъявшего ярма греха, девственного и от Девы (рожденного), следующего за теми, кто следует за Ним, не по принуждению, но добровольно; не прибегающего ни к силе, ни к рогам, но с готовностью склоняющего Свою шею желающим заклать Его. Итак, заколите Того, Кто добровольно заколается; заколите Того, Кто животворит закалающих; заколите закалаемого и не умирающего, заколите Того, Кто разнимается на части, и разнимающих Его освящает; заколите вкушаемого знающими Его и никогда не истребляемого; заколите Того, Кто вкушающих Его делает блаженными. И вкусив Его, все будем радоваться, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на притчу о блудном сыне, http://ispovednik.ru/zlatoust/Z08_2/Z08_2_096.htm )
Блж. Феофилакт Болгарский
«Кто есть упитанный «телец», закалаемый и едомый, это не трудно понять. Он есть, без сомнения, истинный Сын Божий. Поскольку Он Человек и принял на Себя плоть, по природе неразумную и скотоподобную, хотя и наполнил ее собственными совершенствами, поэтому назван Тельцом. Телец Сей не испытал ярма закона греховного, но есть Телец «откормленный», поскольку определен на сие Таинство прежде создания мира (1 Пет, 1, 20)» (Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Лк. 15, http://pagez.ru/lsn/0100.php )
Свт. Григорий Палама
«Затем (Отец) велит привести откормленного теленка и заколоть его и предложить в пищу. Этот Телец — Сам Господь, Который выходит из сокровенности Божества и от находящегося превыше всего престола, и как Человек, явившись на земле, как Телец закалается за нас грешных, и как насыщенный Хлеб предлагается нам в пищу. (…) Когда пришел (Господь), Он не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию, и особенно ради них распинается Взявший на Себя грех мира; ибо благодать преизбыточествовала там, где умножился грех» (Свт. Григорий Палама. Омилия 3-я, на притчу Господню о спасенном блудном сыне, http://pagez.ru/lsn/palama/003.php )
Свт. Филарет Московский
«… Кого представляет сия притча под образом отца? – Бога, в отношении к человекам. (…) Кого изображает притча в лице и действиях младшаго сына? – Человека грешника. (…) Заблуждший, но раскаивающийся сын не имеет уже притязания на достоинство и права сына, и хочет довольствоваться состоянием наемника в доме отца. Сим изображает притча смирение кающагося грешника. (…) Отец ради погибшаго и обретеннаго сына заклал тельца упитаннаго. Бог ради погибшаго и взысканнаго им грешника предал Сына Своего в Жертву спасения, и в пищу жизни и веселия небеснаго. Не один отец, но и дом исполняется радости о погибшем и обретенном сыне. «Радость бывает на небесех о грешнице кающемся» (Лук. XV. 10)(Свт. Филарет Московский, Беседа в Неделю о блудном сыне и на память Святителя Алексия, http://stsl.ru/lib/book15/chap409.htm )
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Премудро установила святая Церковь всенародное чтение этой притчи пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов – первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает веселитися и радоватися, яко меньший брат их – род человеческий – мертв бе, иоживе: и изгибл бе, и обретеся при посредстве Искупителя. Радость бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице кающемся» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии, http://pravoslavie.ru/put/4030.htm )
Св. Прав. Иоанн Кронштадский
«В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах, и греха за грех не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия. Покаяние есть величайший дар грешнику, верующему в Того, Кто Один имеет власть оправдывать кающегося нечестивца. А власть прощать грехи имеет только Один Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на себя грехи мира (Иоан. 1, 29). … Он выстрадал нам у Отца Небесного власть прощать грехи и вводить в рай покаявшихся от всей души, как ввел Он благоразумного разбойника, уверовавшего и возгласившего: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Лук. 23, 42). В этой притче [о блудном сыне] достойны особенного внимания неоцененные благодатные дары, в коих выразил Свою отеческую любовь к покаявшемуся сыну Отец Небесный; лучшая или первая одежда (которую человеки имели в начале, в состоянии невинности); перстень — знак вечного обручения покаявшегося со Христом; духовные сапоги, или способность исполнять удобно заповеди Божии. — Но особенно удивляет своим величием и безмерною благостью дарование грешнику в пищу и питие духовного Тельца, закланного за грехи мира — Пречистого Тела и Крови Сына Божия; ибо это самое означает в притче — заклание лучшего, откормленного тельца, каковым в Cтаром Завете изображался Сын Божий, закланный в конце концов, по исполнении времени, за грехи мира, и давший нам в пищу и питие пречистое Тело и Кровь Свою» (Св. Прав. Иоанн Кронштадский. Слова и поучения, произнесенные в 1905 году. Слово в Неделю о блудном сыне, https://iskuplenie.wordpress.com/st_ioann_kr_pritcha_1905/ )
Свт. Николай Сербский
«Под откормленным и закланным теленком следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который предал Себя на заклание ради очищения грешников от грехов»(Свт. Николай Сербский. Неделя о блудном сыне. Евангелие о блудном сыне, http://pagez.ru/olb/velemir/42.php )
Синаксарь в Неделю о блудном сыне
«Отец принимает кающегося без укора, с распростертыми объятиями, являя Божественную и отеческую любовь. И дает ему одежду, то есть Святое Крещение, печать и обручение — благодать Всесвятого Духа, к тому же и сапоги, чтобы отныне змеями и скорпионами не уязвлялись стопы его ног, но наоборот, сами сокрушали их головы. Потом Отец ради него с величайшей радостью закалывает откормленного тельца — Сына Своего Единородного, и дает причаститься Плоти и Крови Его» ( http://pravoslavie.ru/put/2106.htm )
Именно таково подлинное святоотеческое толкование притчи о блудном сыне.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев