Когда человек уходит в небеса, Бог,
чтобы он не скучал, дарит ему окошко, в которое видно его родных и друзей.
На окошечке стоит в горшочке цветок и к веточке привязан колокольчик.
Когда кто-то вспоминает человека - звонит колокольчик, когда говорит о нём хорошие слова - светит солнце, а когда о нём плачут - идет дождь и цветочек рас-тет, радует небожителя. В первые дни часто звенит колокольчик, слышны добрые слова, люди плачут, жалея об его уходе. Но со временем звон все реже, солнце не заглядывает в окно, мало дождей и цветочек пропадает...
Но у каждого должно быть любящее сердце, которое вспомнит, скажет нежные слова, попросит со слезами Бога, чтобы душа не петляла во тьме.
Пусть всем, кто ушел в заоблачную даль будет спокойно.
Пусть звенит колокольчик.
Пусть цветёт цветок.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 91
Цените вашу Жизнь, пока не настигла вас Смерть...
Было некогда.
Я теперь спешить горазд,
Только некуда.
Было некогда, стало некуда.
Если можешь, то прости...
Все мы дети суеты,
Ее рекруты.
Прихожу в твой дом пустой,
Грустно в нем и тихо.
Ставлю рюмочки на стол
И кладу гвоздики.
Посижу и помяну одиноко.
Ты услышь мою вину
Ради Бога.
Сколько праздников с тобой
Мы не встретили.
А теперь лишь я да боль,
Нету третьего.
Посижу и помяну одиноко.
Ты...ЕщёПовидаться лишний раз
Было некогда.
Я теперь спешить горазд,
Только некуда.
Было некогда, стало некуда.
Если можешь, то прости...
Все мы дети суеты,
Ее рекруты.
Прихожу в твой дом пустой,
Грустно в нем и тихо.
Ставлю рюмочки на стол
И кладу гвоздики.
Посижу и помяну одиноко.
Ты услышь мою вину
Ради Бога.
Сколько праздников с тобой
Мы не встретили.
А теперь лишь я да боль,
Нету третьего.
Посижу и помяну одиноко.
Ты услышь мою вину
Ради Бога.
Андрей Дементьев
Мы рано тебя потеряли,
Разлука с тобой тяжела,
Но образ твой светлый и милый
В сердцах наших будет всегда.
Я знаю сладкая моя,
Ты ангелочком стала,
Хоть говорят, пройдет, забудь,
Ты в сердце у меня осталась.
Ведь видит Бог, я так ждала,
О девочке мечтала я,
Но не дала нам жизнь,
Увидеться теперь.
Я верю в то, что в судный день,
Я в свой приду и дочку…. милую прижму,
Забыть тебя! Я не забуду!
Ведь я люблю тебя такую.
Не видя в жизни, не разочка,
Ты в сердце… разорвала оболочку,
Прости малышка, что так случилось….
Твоё сердечко… больше ….не забилось….
По крохам собирает память
Черты лица, морщинок век,
Волос седеющую наледь,
И там он жив, приходит в снах,
Смеется, плачет вместе с вами,
И даже ветер в небесах
Явь наполняет голосами,
Ведь, душу отпустив душой,
Мы сердцем отпустить не можем
Того, кто след, пусть небольшой,
Оставил там, кого, похоже,
Всем нам так будет не хватать,
Но это - жизнь, куда же деться?..
Теперь - читать и почитать.
И помнить, оживляя сердцем.
Муж называет свою «ушедшую» жену – «Моя Жизнь»
Как ты там, «Моя Жизнь»? У нас ночь...
Два, почти... а мне всё не спится...
Ты там встретила нашу дочь?
Верю встретила, раз мне снится...
У меня и седин уже нет...
Кот наш старый сбежал на прошлой...
Мне, почти, девяносто лет,
Держит жизнь меня, как нарочно.
Вот пытались меня увезти
В престарелый... но я не сдался!
Ты учила вперёд идти,
Только я без тебя сломался...
Мои руки не держат чай
И вставать тяжело мне в дважды...
Ты держись, «Моя Жизнь», не скучай,
Окажусь там и я, однажды...
У меня твоё фото на тумбе –
Первый свадебный, красочный вальс!
Твои розы завяли на клумбе,
Доживу... посажу ещё раз.
Мне таблетки не лезут в горло,
Валерьянкой пропах весь дом...
«Моя Жизнь»... мне, почти, не больно
В одиночестве есть за столом.
Ты просила меня быть сильным,
В свой последний тяжёлый вечер...
Но, когда я иду к могиле,
То вдвойне жду с тобою встречи!
Дорогая, моя старушка!
Без тебя тяжело... нет мо́чи...
Во...ЕщёМЕНЯ ПОТРЯСЛИ ЭТИ СТИХИ!
Муж называет свою «ушедшую» жену – «Моя Жизнь»
Как ты там, «Моя Жизнь»? У нас ночь...
Два, почти... а мне всё не спится...
Ты там встретила нашу дочь?
Верю встретила, раз мне снится...
У меня и седин уже нет...
Кот наш старый сбежал на прошлой...
Мне, почти, девяносто лет,
Держит жизнь меня, как нарочно.
Вот пытались меня увезти
В престарелый... но я не сдался!
Ты учила вперёд идти,
Только я без тебя сломался...
Мои руки не держат чай
И вставать тяжело мне в дважды...
Ты держись, «Моя Жизнь», не скучай,
Окажусь там и я, однажды...
У меня твоё фото на тумбе –
Первый свадебный, красочный вальс!
Твои розы завяли на клумбе,
Доживу... посажу ещё раз.
Мне таблетки не лезут в горло,
Валерьянкой пропах весь дом...
«Моя Жизнь»... мне, почти, не больно
В одиночестве есть за столом.
Ты просила меня быть сильным,
В свой последний тяжёлый вечер...
Но, когда я иду к могиле,
То вдвойне жду с тобою встречи!
Дорогая, моя старушка!
Без тебя тяжело... нет мо́чи...
Вот моя... вот твоя подушка...
Скоро буду... Спокойной ночи...
© Оксана Чехалина
Лев Сидоровский «КАЖДЫЙ ШТРИХ – СЛОВНО ЛАСТОЧКА ДЕТСТВА…»
31 января 1952 года
родилась гениальная девочка – Надя Рушева,
которая «рисовала сердцем».
ОДНАЖДЫ, дорогой читатель, ноябрьским вечером 1971-го, в мой крохотный «сменовский» кабинет зашёл высокий, худощавый мужчина со здоровенными связками папок-этюдников в обеих руках: «Здравствуйте, я – Николай Константинович Рушев. Можно на сутки оставить у вас рисунки моей дочери? Мне понравилось, как вы написали об её выставке во Дворце искусств, которая сегодня закрылась, а в Доме писателя откроется послезавтра. Так что позвольте, пожалуйста, этим этюдникам здесь переночевать…». Я был ошеломлён… Конечно, с огромной осторожностью принял на «ночёвку» бесценное богатство, но Николая Константиновича сразу не отпустил: раскрыв несколько папок, он бережно перебирал листы, рассказывая о своей гениальной, так рано, два с лишним года назад, скончавшейся Наде…
***
А ВЕДЬ по-монгольск
...ЕщёЛев Сидоровский «КАЖДЫЙ ШТРИХ – СЛОВНО ЛАСТОЧКА ДЕТСТВА…»
31 января 1952 года
родилась гениальная девочка – Надя Рушева,
которая «рисовала сердцем».
ОДНАЖДЫ, дорогой читатель, ноябрьским вечером 1971-го, в мой крохотный «сменовский» кабинет зашёл высокий, худощавый мужчина со здоровенными связками папок-этюдников в обеих руках: «Здравствуйте, я – Николай Константинович Рушев. Можно на сутки оставить у вас рисунки моей дочери? Мне понравилось, как вы написали об её выставке во Дворце искусств, которая сегодня закрылась, а в Доме писателя откроется послезавтра. Так что позвольте, пожалуйста, этим этюдникам здесь переночевать…». Я был ошеломлён… Конечно, с огромной осторожностью принял на «ночёвку» бесценное богатство, но Николая Константиновича сразу не отпустил: раскрыв несколько папок, он бережно перебирал листы, рассказывая о своей гениальной, так рано, два с лишним года назад, скончавшейся Наде…
***
А ВЕДЬ по-монгольски имя Надежда – Найдан (так её сначала и называли в семье) означает «вечноживущая». Там, в Улан-Баторе, она родилась. Отец преподавал рисунок в художественном училище, а мама, Наталья Дайдаловна Ажикмаа, одна из первых балерин Тувы, в Монголии работала балетмейстером и сама солировала в концертах.
Надя начала рисовать, как, все дети, совсем маленькой. Первые сюжеты – самые традиционные: домики, человечки, больше напоминающие головастиков. Впрочем, родители не придавали этому увлечению никакого значения. Когда девочке исполнилось семь, все вместе поехали в Ленинград. И начались чудесные маршруты: из Русского музея – в дом № 12 на Мойке, из Летнего сада – в Эрмитаж... В Эрмитаже провели несколько дней, уходили обычно самыми последними: отец с матерью ждали на диванчике, пока Надя насытится созерцанием античных ваз и скульптур…
Эта встреча с нашим городом в душе семилетнего, ребёнка всё перевернула. После поездки в альбоме сразу появились тридцать шесть рисунков на тему «Сказки о царе Салтане» и серия «Подвиги Геракла», потому что ленинградскими вечерами ей ещё читали на сон книжку «Мифы древней Греции». Нет, это уже были не детские каракули. Вместо милых маловразумительных человечков и зверюшек – Геракл. Просматривал я листы – и узнавал всё новые и новые его подвиги. А ещё узнавал героев пушкинских фантазий и русских сказок, персонажей «Илиады» и «Одиссеи»...
И потом за десять лет появилось более десяти тысяч рисунков. На брегах Невы мы увидели только двести – мизерную часть. В эти же дни Надины выставки собирали людские толпы в Алма-Ате и Киеве, Кишинёве и Уфе, Калинине, Тамбове, Брянске...
Николай Константинович мне сказал, что сейчас у него с женой – заявки от сорока музеев и картинных галерей.
Впрочем, в сравнении с обычными художниками и даже учащимися художе-ственных школ она рисовала очень мало. Всего-то полчаса перед сном, когда уже были сделаны уроки, оформлена стенгазета, выполнены разные прозаические домашние обязанности. И ещё она для своего возраста невероятно много читала. Книги питали фантазию, заставляли взяться за перо…
***
ЕЁ ЛИНИЯ – упругая, без поправок – восхищает. А ведь в этой твёрдости – особенность детского рисунка: никаких сомнений, никаких трудностей... Всё естественно, легко, свободно. Пела в искусстве свою тему, как птица – песню. Тем же самым пером, каким делала уроки, за полчаса в каком-то одном ей ведомом упоении выполняла по тридцать рисунков, которые потом влекли людей в выставочные залы. Линию вела плавно-плавно, мягко, и складывалось впечатление, будто она уже видит рисунок и всего-навсего его обводит. Чувство пропорции – феноменальное, а если и допустит вольность, то только ради выразительности, ведь в искусстве дважды два – не всегда четыре. Вот и на листе «Батман», который я здесь привожу, нога балерины – чуть-чуть длиннее,
чем это бывает в жизни. И сделала так Надя специально – иначе бы не возникло ощущение полёта.
***
Балет Надя любила, это – от мамы. Мама-балерина ввела девочку в мир «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», показывала ей разные позиции классического танца. Ещё раз, дорогой читатель, вглядись в рисунок: хоть и называется «Батман», но ведь на листе уже не просто застывшая позиция, а движение… Сама Надя предпочитала танцы современные: разные «шейки» и «самбы», и, сдвинув после уроков парты в угол, лихо отрабатывала с друзьями модерные па.
***
ВГЛЯДИСЬ, дорогой читатель, в другой лист: Пушкин. Пушкин для неё возник ещё при первой встрече с городом на Неве. Снова приехала сюда в шестьдесят восьмом, на зимние каникулы. Первым делом – в дом на Мойке! Но к дому подступиться не так-то просто. Заняла очередь – и скорей к месту дуэли, чтобы всё представить, всё ощутить... Отмерила десять шагов на снегу и побледнела: «Это ж убийство! Ведь этот негодяй стрелял почти в упор...» А потом, задумчивая, возвратилась той самой дорогой, какой везли её Пушкина, и долго-д
...ЕщёБалет Надя любила, это – от мамы. Мама-балерина ввела девочку в мир «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», показывала ей разные позиции классического танца. Ещё раз, дорогой читатель, вглядись в рисунок: хоть и называется «Батман», но ведь на листе уже не просто застывшая позиция, а движение… Сама Надя предпочитала танцы современные: разные «шейки» и «самбы», и, сдвинув после уроков парты в угол, лихо отрабатывала с друзьями модерные па.
***
ВГЛЯДИСЬ, дорогой читатель, в другой лист: Пушкин. Пушкин для неё возник ещё при первой встрече с городом на Неве. Снова приехала сюда в шестьдесят восьмом, на зимние каникулы. Первым делом – в дом на Мойке! Но к дому подступиться не так-то просто. Заняла очередь – и скорей к месту дуэли, чтобы всё представить, всё ощутить... Отмерила десять шагов на снегу и побледнела: «Это ж убийство! Ведь этот негодяй стрелял почти в упор...» А потом, задумчивая, возвратилась той самой дорогой, какой везли её Пушкина, и долго-долго бродила по дому, оглушённая и повзрослевшая.
Зашла к директору музея, раскрыла папку с рисунками. Директор не поверил, что это её работы. Пришлось тут же взять фломастер. Директор всплеснул руками: «С такими рисунками мы вас не выпустим...». Приняли решение: в июне – выставка.
И выставка, состоялась. Сначала в Выборгском дворце культуры, потом — в Доме учёных. Это была счастливая пора. Старейший писатель Арнольд Ильич Гессен как-то сказал ей: «До двадцати лет Пушкин себя не рисовал, хотя потом щедро разбрасывал автопортреты на полях рукописей. Восполни, Надюша, этот пробел...» И вот теперь она рисовала Пушкина. Рисовала без конца. Пушкин на руках у няни, Пушкин в семье, Пушкин с друзьями-лицеистами… Лицейский период очень трогал Надю, ведь она сама – школьница, ведь этот Пушкин – её сверстник. И она ходила по садам Лицея, грустила в его келье, фантазировала... Тогда-то и возник набросок, который я здесь публикую... А рядом – Наталья Гончарова, ещё совсем юная, шестнадцатилетняя московская красавица. Видимо, Пушкин только-только вручил ей первую записку, и она благосклонно её приняла…
***
С НАТУРЫ Надя не рисовала: не было для этого ни времени, ни определённой школы. Исключение – автопортреты. Заглянет в зеркало, а потом уже – по памяти. И не очень подробно. На одном из них – хмурая, сосредоточенная (тогда работала над «Мастером и Маргаритой»). А вообще-то на рисунках она чаще – с большими раскрытыми глазами, немножко удивлёнными.
«Мастера и Маргариту» прочитала в «Артеке», где была участницей III Всесоюзного пионерского слёта. Там же и начала иллюстрировать. Видела в этой книге и лиризм, и историю, и сатиру... А «Маленький принц» Сент-Экзюпери привлек её мыслью: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». И после её кончины Лев Кассиль скажет: «Она рисовала сердцем»…
Иллюстрируя роман Толстого, не могла отделаться от саднящей мысли: очень нужен женщинам и детям мир, очень тяжела для них война. Как юно, как по-своему она прочитала «Войну и мир»: любимый Пьер спасает чужого ребенка при пожаре Москвы; перед Советом в Филях Кутузов приголубил шестилетнюю Малашу, угостил сахаром и оставил здесь же, на печке; окрылённый Петя Ростов гибнет в первом бою...
И сколь улыбчиво её перо! Вспоминаю разных кентавриц, нимф, сатиров. Даже ведьмы и лешие у неё добрые… А что она проделывала с сиренками, которые и с детьми водятся, и в Дом мод прогуливаются, и в кафе засиживаются. А ещё, оказывается, после стирки развешивают сушиться свои хвостики, как трусики...
Нет, совсем не случайно, познакомившись с её искусством, Ираклий Андроников написал: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка…»
БЫЛ март, солнце искрилось в кружевах инея, и она снова пришла в сады Лицея. О Наде снимали фильм. Пока оператор перематывал плёнку, она схватила прутик и стала рисовать прямо на снегу... Пушкин, Натали, Кюхельбекер, Дельвиг... Оператор приник к кинокамере, чтобы хоть что-то успеть...
А через три дня, 6 марта 1969-го, – разрыв врождённой аневризмы сосудов головного мозга (как у Андрея Миронова восемнадцать лет спустя). Нади не стало. И снег растаял...
***
УЖЕ полвека бережно храню я номер журнала «Юность», в котором – чудесные стихи моего земляка и давнего знакомого Макса Дахие:
«Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка – грустный очкарик –
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих – словно ласточка детства,
Всё по-пушкински – сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик з
...ЕщёБЫЛ март, солнце искрилось в кружевах инея, и она снова пришла в сады Лицея. О Наде снимали фильм. Пока оператор перематывал плёнку, она схватила прутик и стала рисовать прямо на снегу... Пушкин, Натали, Кюхельбекер, Дельвиг... Оператор приник к кинокамере, чтобы хоть что-то успеть...
А через три дня, 6 марта 1969-го, – разрыв врождённой аневризмы сосудов головного мозга (как у Андрея Миронова восемнадцать лет спустя). Нади не стало. И снег растаял...
***
УЖЕ полвека бережно храню я номер журнала «Юность», в котором – чудесные стихи моего земляка и давнего знакомого Макса Дахие:
«Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка – грустный очкарик –
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих – словно ласточка детства,
Всё по-пушкински – сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу».
И другой поэт, Александр Богучаров, тоже сказал о Наде слова, от которых в горле – ком:
«Век девятнадцатый встревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и не красе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам Пушкинской души…»
***
ОНА лежит, теперь – рядом с отцом, на Покровском кладбище. Около десяти тысяч её рисунков – в Российском фонде культуры (вот бы их – в ЕЁ МУЗЕЙ!). Её «Кентаврёнок» давно стал эмблемой кинофестиваля «Послание к Человеку». А далеко-далеко в небе, дорогой читатель, – её звёздочка: малая планета № 3516 обрела имя Нади Рушевой…
Лев СИДОРОВСКИЙ
Такой была Надя…
«Мастер».
«Маргарита».
«Пушкин-лицеист».
«Наталья Гончарова».
«Кентаврёнок».
«Батман».
Здесь время уже никуда не спешит.
И сумрак не тает, он будто иглою,
Лучом из оконца к стропилам пришит.
Вот старая прялка в седой паутине,
Как серая птица. Попавшая в сеть.
Вот птицы, которым не петь, на картине,
Которой уже никогда не висеть.
Вот тихо коробится жесть керогаза,
Стреляя чешуйками краски, а то
Блестит в полумраке булавкой от сглаза
Покойного деда пальто...
Николай Александрович Зиновьев.