7 января (25 декабря) казачий народ по всему миру празднует великий день в истории земли, рождение Спасителя Иисуса Христа! Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православные Церкви его отмечают 7 января по григорианскому календарю. Относится он к двенадцати главным (двунадесятым) церковным праздникам Православной Церкви.
Справлять Рождество начали еще христианские общины Рима, а Третий Вселенский собор 431 года в городе Эфесе официально узаконил его статус. Сам праздник установлен в честь рождения по плоти Христа девой Марией. Случилось это в соответствии с ветхозаветными пророчествами в городе Вифлиеме, куда Мария и старец Иосиф пришли на перепись населения. В Евангелии эти события описываются так:
«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Евангелие от Луки 2:4-7)
Дабы приготовить себя к встрече с родившимся Спасителем, христиане обязаны соблюдать Рождественский (Филиппов) пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 7 января. Таким образом, 40 дней длится период, когда церковь предписывает воздерживаться от скоромной пищи, мирских веселий и усилить молитву. Особое место у казаков занимает последний день перед Праздником, 6 января. Называется он Рождественский сочельник. Пост в этот день наиболее строгий, вкушать пищу не разрешается до появления на небосводе первой звезды. Делается это в память о звезде Вифлиемской, которая возвестила миру рождение Христа.
После вечернего богослужения вся большая казачья семья собиралась за столом. С предпраздничным ужином связано много обычаев. Хозяйки подавали двенадцать постных блюд по числу апостолов, в их числе обязательно присутствовали узвар (напиток из сушеных плодов и ягод) и на основании него варили кутью (блюдо из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда и орехов). Сам праздничный стол украшался свечами и ветками, а под его скатертью и возле образов (икон) стелили сено. После молитвы все садились за предпраздничную трапезу. Старшие учили детей, рассказывали о событиях Рождественской ночи, пастухах и волхвах, пришедших на поклонение Спасителю.
Закончив ужин, все члены семьи обменивались заранее приготовленными подарками. После этого дети разносили кутью по станице соседям, крестным родителям и родственникам.
Христа славить
Поздним вечером сначала чадуни, а затем и взрослые казаки шли «Христа славить» (колядовать). Иногда брали с собой картонную восьмиконечную звезду в память о звезде Вифлеемской, «вертепы», ящички со свечами и деревянными фигурками в виде пещер, в память о месте рождения Христа, или еще какие-нибудь атрибуты праздника. Некоторые вымазывали лицо копотью либо разноцветными красками, «рядились».
Так группы детей ходили по станице (хутору) и стучали в калитки казачьих куреней и хат. Считалось большим грехом для хозяев не пустить христославщиков. Связано это с традицией гостеприимства в православии, где каждый гость может рассматриваться, как посетивший хозяина дома сам Христос. Следовательно, откликнутся на просьбу гостя – угодить самому Богу, что поможет получить добрый ответ на Страшном суде. Казачка Макеева Евдокия Ивановна (1930 г.р.) из хутора Ещеулова свидетельствует: «Бывало, как стукнеть двянадцать нощи, мама нас подымать и говорить: «Одевайтеся, болюшки, пора идти христославить!»
И всегда с нами отец ходил, потому, как одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и крищим: «Хозяева, пуститя Похристославить!» и они нас у дом зовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девщата сюда, а ребята чуть дальше, на святой угол перкрестимся и поем хозяевам, «Христославим».
Пели церковные песни, духовные стихи, просто детские колядки. За окном раздавали дружные голоса: «Можно похристославить?» Получив согласие, компания входила в дом и хором пела:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
После чего следовало поздравление хозяев с Праздником, пожелания здоровья и счастья. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами.
Обычай славить Христа еще с XVII века в аутентичном виде сохранился и у казаков-некрасовцев, пронесшим его через столетия.
Христославщик приходил к дому и говорил:
- Господи Исусе Христе помилуй нас.
Хозяин отвечал:
- Аминь!
- Евлампий Кирсанович, пустите Христа пославить.
- Добро пожаловать.
- Спаси Христос!
- Боже милостив буди нам грешным. Создавый нас Господи и помилуй нас. Без числа согреших Господи прости нас грешных.
После чего начиналось пение:
«Христос рождается, славите!
Христос в небе, срящите!
Христос на земле, возноситеся!
Пойте Господеви, вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися…».
По окончании пения христославщики читали «отпуст» и говорили:
- С великим торжественным праздником вас поздравляем Евлампий Кирсанович и Фёкла Ивановна.
Хозяева благодарили в ответ.
- Спаси Христос!
- Спаси Христос!
Гости продолжали.
- На многая лета, на многая лета! А теперя позолотитя христославов!
И, получая дары, говорили:
- Спаси Христос!
Хотя песни и детали обычаев могли отличаться, но обычай «христославить» и колядовать является общим для казаков Дона, Кубани и Терека.
День праздничный
Рождество для казаков – самый яркий, красочный, веселый праздник. С раннего утра 7 января вся станица спешила на литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Спасителя. Улицы, майданы, дома — все было готово к празднику, а церковные колокола возвещали людям о родившемся Христе. Дома станичников ждали богатые угощения. К Рождественскому столу готовились заранее и основательно, а «холодные» помещения были забиты продуктами. После поста, когда христиане вкушали в основном крупы, хлеб и соленья, с разговением особое внимание уделяли мясным продуктам. Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон, и другие) колбасами, копченостями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи.
Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками. Одним из самых любимых среди традиционных Рождественских блюд для казаков слал студень (холодец), а также запеченный гусь либо индейка. Богатым был и выбор напитков, из которых можно выделить традиционное домашнее вино, вишневый морс, варенуху (компот из фруктов с красным вином). Делали множество разнообразной выпечки: булочки с маком и орехами, печенье, пряники.
После трапезы детей отправляли поздравить своих дедушек и бабушек, которым исполняли праздничные песни, стишки. Старики в свою очередь также поздравляли внучат.
Святки: После Рождества почти до праздника Богоявления (Крещения) длится праздничный период, называемый «святками». В эти дни христиане не постятся, а отдыхают. Казаки в это время обычно ходили в гости к близким и дальним родственникам, к друзьям, и сами принимали многочисленных зашедших посетителей. Были популярны игры, катания на санках, на конях. Святки – время радости и добрых дел, время ожидания чуда, надежд на лучшее. В Рождественские праздники было принято особо помогать бедным, больным, сиротам, одиноким старикам, узникам. В ночь на «старый новый год» традиционным блюдом были разнообразные вареники, с картошкой, капустой, сыром. Связано это с празднеством памяти святого Василия Великого, отмечаемого Православной Церковью 14 января по новому стилю. По домам ходили дети и «щедровали» со словами:
«Щедрык, вэдрык,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы».
Рано утром приходили «посевать», разбрасывая зерно по хате, приговаривали:
«Ходэ Илья на Васыля,
Бог ёго знае, дэ вин бувае,
У чистом поли там плужок ходэ
За тим плужком сама Матирь Божья, Ризу носэ, Бога просеэ:
«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,
Всяку пашницю!» Дэ царь ходэ, там жито родэ, Дэ царыця – там пшениця! С Новым годом, с новым счастьем, С Васылём днём!» Хозяева в свою очередь благодарили гостей дарами. Заканчивались Святки 19 января большим православным праздником, Богоявлением. В народе этот день называют Крещением Господним, потому как Христос крестился в водах Иордана, во время чего на него сошел Дух Святой в виде белого голубя.
Троекратное погружение в воду во время таинства Крещения означает смерть, а исхождение из воды – воскресение. День накануне – строгий пост для православных христиан, «крещенский сочельник». Праздничным утром в церквях проводится служба с обязательным молебном и освящением воды, которая в этот день имеет особую благодатную силу. Широко распространен в народе обряд купания в «Иордане», проруби проделанной в реке специально для этих целей, как правило, в виде креста. Считалось, что искупавшийся в этот день во время самых сильных «крещенских морозов» не только не заболеет, но напротив, – укрепит свое здоровье на целый год. Рождественские традиции казаков тесно связаны с христианской религией. Пережили они не одну сотню лет. Живут они, несмотря ни на что, и сегодня. В них заключается мироощущение народа, его культура. Если они исчезнут, народ может превратиться в безликую массу и исчезнуть. kavpolit.com 7 января 1855 года, произошёл набег на станицу Пашковскую.
Утром более тысячи горцев, переправившись через замерзшую Кубань и укрываясь в тумане, по двум направлениям, пехотой и конницей, устремились к станице Пашковской. Пашковская «была ограждена от набегов черкесов кругом канавой, наверху была проложена из соломы так называемая загата, сверху этой загаты был плетень из дубинки в аршин высотой, и затем сам верх застроен дерном. По улицам были устроены ворота из досок, раскрывавшиеся на две половины...». Через отверстия в воротах караульные казаки «высматривали» противника и при необходимости стреляли. Таких ворот было несколько, в том числе с обоих концов главной станичной улицы Красной, - Красные, Береговые, Харькови, Дудчини, Высочинови (последние именовались по фамилиям проживавших поблизости казаков). У южных ворот стояла пушка.
Дальнейшее описано очевидцем так: «В Пашковке поднялась невообразимая суматоха. Крик людей, лай и вой собак, бой барабанов и призыв трубы на тревогу - все это производило потрясающее впечатление... Казаки-малолетки и солдаты бежали на станичный вал, женщины с детьми и одни дети - в церковную ограду...». Выстрелы из пушки картечью вынудили горцев отойти, их преследовал прискакавший на помощь из Екатеринодара отряд во главе с наказным атаманом Г.И. Филипсоном. По случаю «чудесного избавления станицы Пашковской от набега горцев была сооружена икона, изображавшая Покров Богородицы». Источник: Летопись Кубанского казачьего войска: 1696-2006/под общ. ред. проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006. slavakubani.ru/chronicle/01/ 7 января 1877 года, на Кубани, в станице Пашковской, в семье младшего казачьего офицера родился Андрей Григорьевич Шкуро. Закончил 3-й Московский кадетский корпус. В 1907 г. - один из лучших выпускников Николаевского кавалерийского училища в Петербурге. С 1908 г. служил в 1-м Екатеринодарском полку. Однообразие провинциального гарнизона быстро наскучило Шкуро. В 1910 г. он добивается перевода в Читу, в казачьи части, охранявшие золотые прииски. Там Шкуро конвоирует караваны с золотом и ведёт охоту за контрабандистами. Служба в Чите продолжалась до 1914 г. С началом Первой мировой (Великой) войны хорунжий Шкуро отправляется на фронт. Там он командует пулемётным взводом, затем отрядом конных разведчиков. Когда по всей линии фронта установилась позиционная война, Шкуро разработал оригинальный проект выхода из этого тупика. Он предложил создать множество групп специального назначения для засылки в тыл противника и организации диверсий, подрывов и похищений вражеского командного состава. Резолюция начальства: Русская Армия не может позволить себе методы такого безчестного ведения войны. Несмотря на это, в обход высокой резолюции Шкуро всё же удалось получить разрешение на создание одного небольшого отряда. Так в конце 1915 г. появилась знаменитая "Волчья сотня" Шкуро - специальное, хорошо обученное и вооруженное подразделение пластунов-разведчиков. topwar.ru/192029-ste ...
7 января 1918 года, войсковое правительство выпустило «Воззвание к станичникам Астраханского казачьего войска», подписанное атаманом И.А. Бирюковым, призвавшее казаков к вооруженной борьбе с большевиками, и объявило всеобщую мобилизацию. Но мобилизация провалилась, и к началу восстания оказались только добровольческие казачьи и офицерские формирования общей численностью 1600-1700 человек. kazak-center.ru/load/khron ...
7 января 1918 года, в ночь, казачье краевое правительство Кубани произвело аресты большевиков. Архивные документы сохранили сведения о том, что «были арестованы 13 из 16 членов Екатеринодарского городского Совета депутатов». Информация со страницы сайта «Взгляд в историю» kuban.retroportal.ru/1/7.shtml 7 января 1920 года пала последняя твердыня свободного Дона, его столица – г. Новочеркасск. Независимое государство донских казаков - Всевеликое Войско Донское перестало существовать. Как и 200 лет назад при атамане И. Некрасове, донское население пошло в Великий отступ, не желая жить под оккупацией агрессора. Даже член Общественной палаты при Президенте России, телеведущий Николай Сванидзе, вынужден признать: « На Дону особенно свирепствовали части Красной Армии, имевшие в своём составе отряды китайских добровольцев. При захвате хуторов и станиц, они поголовно насиловали женщин, у непокорных отрезали грудь. У попавших в плен донских казаков выкалывали глаза, отрезали половые органы, на спинах выжигали православные кресты. Даже комиссары были вынуждены докладывать в Реввоенсовет республики о чинимых зверствах в отношении гражданского населения донских казаков (Н. Сванидзе, ТВ « Россия», 2007 г.). kazak-center.ru/load/khron ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев