Общеизвестно, что у ингушей издавна существовал обычай запоминания имен своих предков до 20 и даже 30 колен. Так ныне покойный Туган Мальсагов знал, как заученный стих, имена 27 колен своих предков. Особенно этот обычай бытовал среди выходцев из Кхаь-Кхал (Эги, Таргим и Хамхи). А Салман Озиев, наш патриарх по исследованию древней истории, имел схемы родословной отдельных фамилий до 37 колен.
Когда не было письменности, имена предков передавались из уст старших поколений младшим, а с появлением письменности родились четкие схемы с именами предков, живших в далекие времена. Если имена простых смертных людей только значились в цепочке родословной и не о чем не говорят, кроме того что они когда-то жили и оставили после себя потомство, то имена выдающихся людей не только значатся там, а продолжают жить в народных легендах, преданиях, своим героизмом и славой воздействуя на умы молодых, побуждая в них желание идти дорогой мужества и бессмертия.
Одним из таких имен является имя легендарного предка Евлоева-Эжи-Эхка. Общепринято считать при вычислении количества лет отводить на каждое поколение по 25-30 лет. Кроме того, можно сопоставить рассказы о жизни данного героя с известными историческими событиями той эпохи.
По родословной простой арифметический подсчет дает его времени возраст где-то 350-400 лет, а неизгладимый след его жизнедеятельности – основание одного из древнейших сел Малой Ингушетии с. Эхки-Юрт (Ахки-Юрт).
Результаты такого исследования дают основание утверждать о том, что легендарный предок рода Евлоевых жил во времена царствования Ивана Грозного, когда плоскостные земли нашего края, пустовавшие после монгольского нашествия, начали заселяться кабардинцами.
Этому заселению кабардинцами земель нашего края, когда-то жестоко опустошенного монголами, способствовала неутомимая деятельность кабардинского князя Темрюко (Кемиргоко), который выдал свою дочь Марию за русского царя Ивана Грозного. Интерес был обоюдный: Темрюк стремился иметь поддержку царя в борьбе против князей, а царь искал повод вторгнуться на кавказские земли. Это событие произошло в 1561 году. После чего Иваном Грозным была заложена крепость при слиянии двух рек Терека и Сунжи. В 1563 году царь прислал своему тестю в подмогу воевод и 1000 стрельцов. «...воеводы-де, пришед к Темрюку князю город поставили и Темрюк де в городе сел, а хочет де с Московскими людьми итти на Сибока да на Кануко (кабардинские князья)».
Крымское ханство и Портал (Турция) возмутились таким поступком русского царя (они эти земли считали своими) на что был дан им ответ: «Крепость заложена для защиты княжества царского тестя».
Из этой короткой исторической справки нетрудно себе представить размеры территории князя Темрюка, тестя русского царя Ивана Грозного.
Что же в те времена представляла эта огромная территория? Для ясности приведем вторую историческую справку.
Общеизвестно, что первый поход-разведку монгольские полководцы Субудай-Богатуй и Джабэ на Северный Кавказ осуществили в 1222-23 гг. Северокавказские народы совместно дали им первый бой, в котором перевес незначительный был на стороне местного населения, после чего монголы пошли на хитрость: начали отдельные народы задаривать подарками, посеяли раздор среди них, а потом жестоко расправились со всеми и двинулись дальше на запад. За первый такой разведывательный поход монголам не удалось опустошить этот край, основное несчастье постигло северокавказцев во времена второго нашествия татаро-монголов в 1238 году. Все самые мощные силы татаро-монголов были брошены на покорение северокавказцев, возглавляемые самыми выдающимися полководцами из окружения самого хана Батыя, такими, как Менгу-хан (двоюродный брат Батыя), Гуюк-хан, Кадан-хан и Бури. Татаро-монгольские полчища имели в своем вооружении тяжелые камнеметательные машины.
До монгольского нашествия все северокавказцы, в том числе и наши предки строили крепости на естественных возвышениях, обнося их глубокими рвами, устраивая на их склонах террасы ступени, насыпая за этими рвами насыпи брустверы земли, и делали они это с умом, строя фортификационные сооружения так, что осажденные имели многократное преимущество перед осаждающими.
По археологическим находкам эти крепости-городища просуществовали от 3 до 5 тысяч лет. За доказательствами ходить далеко не надо: легенды рассказывают, как и для чего строились эти крепости, а самое главное сам вайнахский язык запечатлел в себе все, только надо правильно все осмыслить. И сегодня сигнал тревоги, зовущий всех на помощь, говорит «Оарц дала», что обозначало когда-то «Орца дала» – т.е. занять место на защитном бруствере-насыпи у защитного рва вокруг крепости. А рвы эти и ныне поражают воображение своими размерами. Ширина до 30-40 м, а глубина 25, спустя 800 лет после падения крепостей. Второе доказательство, что наш народ многие столетия выживал, защищаясь от врага в таких крепостях то, что слово, обозначающее «война», нашего народа обозначает «ТIом» (камин). Вся война и оборона таких крепостей велась за счет сбрасывания камней сверху на головы врагов. Имелись камнеметательные луки (кхерий детта Iад), пращи (ширдолг). Все обитатели таких крепостей заранее заготавливали камни для сбрасывания сверху на головы нападающих. Боевой клич тревоги тех времен сохранился в детских считалках, т.к. утратив свою значимость в связи с уходом с исторической арены крепостей-городищ, с которых метались стрелы, копья, сбрасывались камни, текст боевой тревоги стал обслуживать детскую игру. Ниже приводим неполный текст:
Ал оарцаха дала йоах
Аьрзе голаш тахка йоах.
Дин дика бар вола йоах
Герз цIена дар вола йоах.
Дын тIа хувшаш ды къегабер,
Дын тIара вессача мохк къегабер,
Алама кхажаца кхача бекъар
ТIакхул-фертаца ахча декъар.
Ал оарцах довлалаш
Аьрзе голаш тахкалаш.
Ингушетия.Ru Магомеда Евлоева объявил кровную месть главе МВД Ингушетии Мусе Медову.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1