«Кроме казённых почтовых станций на всём протяжении Сибирского тракта на расстоянии 25-40 вёрст друг от друга были поставлены этапы. Впервые они появляются в 20-х гг. XIX в., хотя этапное переселение в Сибирь началось еще в ХVI в. По административной реформе путь следования арестантских партий делился на 61 этап. Как известно, первоначальная ссылка в Сибирь не знала каторги. Самые ужасные преступники, раз они были помилованы от смертной казни, ссылались в сибирские остроги, где их приписывали в пашенные крестьяне наравне с безвинными переселенцами, водворенными там же по государственной надобности. Ссыльного отличали только клейма и законные увечья — рваные ноздри, обрезанные уши и прочее. Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять — тридцать верст. Такое расстояние тюремными обозами, в составе которых бывали и подводы с домашним имуществом, преодолевалось, в среднем, как раз за два дня, и узников располагали на постой в очередной «гостинице» с решетками. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мертвого». В памяти сегодняшних жителей Мишихи осталось название местности у речки Мишиха- Этапы. Назывались Этап 1 и Этап 2. На местности между устьев рек Калтусная и Болваниха сохранились остатки фундамента зданий. Вероятно, это были так называемые тюремные «полуэтапы», помещения для отдыха и обогрева проходящих каторжников, По Московскому тракту летом, по льду через Байкал каторжников гнали круглый год, они конечно нуждались в отдыхе. Рядом была изба крестьянин, которые готовили пищу и охраняли помещения от бродяг. Сохранились также следы построек и остатки пристани на берегу Байкала. В одной из казарм еще в 1950 году жили семьи железнодорожников. После строительства Иркутской ГЭС весь участок побережья между Болванихой и Калтусной подтоплен и сейчас это просто болото.Толстые лиственничные бревна, остатки пирса и моста, скрепленные огромными, коваными, гвоздями уходят в глубь вод озера, как памятник мастерству строителей.
Сколько времени сохраняется затонувшая древесина в Байкале?
• Лиственничная древесина в воде может сохраняться несколько десятилетий и даже столетий, особенно при захоронении в донных осадках. При бурении скважин для разведки места под котлован одного из сооружений БЦБК на глубине 11 м под слоем влажного грунта пробурен ствол дерева. Керн его извлечен на поверхность, древесина сохранила цвет и запах, как будто захоронена совсем недавно. Причальные сооружения в подводной части, старые разбитые суда с деревянным корпусом сохранились под водой уже более восьми десятилетий. Сибиряковская пристань против Лимнологического института построена более 150 лет назад. Оставшиеся от нее бревна под водой до сих пор лежат без признаков гниения. ( . Байкал в вопросах и ответах / Г. И. Галазий. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987. – 383 с.)
Остатки строений в местности Этапы. Станция Мишиха. Фото из личного архива Бальчиковой О.И. 2017г.
По Байкалу партии арестантов летом отправлялись на судах Кяхтинского пароходства, а зимой – по льду пешим порядком. Арестантские партии препровождались с разделением на партии семейных и холостых. Согласно маршрутной этапной карты по Забайкальской области на 1886 год путь арестантов от берега Байкала до Верхнеудинска состоял из восьми этапов и полуэтапов: Мишихинский, Мысовской, Боярский, Большереченский, Кабанский, Таракановский, Ильинский, Уточкинский. Полуэтап- ничем не отличался от больших деревенских изб, с одной или двумя камерами. Эти помещения содержались «каморщиками», как правило, бывшими каторжными. Такой каморщик прекрасно знал потребности ссыльного. Он следил за чистотой, протапливал печь перед приходом партии, заблаговременно готовил кипяток. Его жена «стряпала хлеб и шаньги, запасала омулей и мерзлого молока, и цены у нее были божеские, не то, что у солдат». Ни пали, ни замки, ни караулы с грозными окриками офицера – ничто здесь не напоминало арестанту подневольного положения.
Забайкальские этапы – настоящие тюрьмы, расположенные на тракте и окруженные высокими палями. В них есть отдельные помещения для конвойного офицера, конвоя, большие камеры для арестантов-мужчин и поменьше для женщин и семей. Они разделены коридором, в конце которого кухня, где обязательно выстроена печь с котлом для кипятка. На окнах крепкие решетки, а камеры на ночь запираются и выставляется караул. На первый взгляд, этапы сделаны добротно. На самом деле, в них холодно и сыро, печи не дают тепла. Картину дополняет огромное количество паразитов, от которых нет спасения, и полная антисанитария отхожих мест. В таких условиях ссыльным приходилось существовать по нескольку дней. На всем пути от Сретенска до Кабанского только два этапа содержались в сравнительной чистоте, остальные напоминали «стойла для животных». Самое большое расстояние пути между этапами было на перегоне Ильинский – Уточкинский – 34 версты, самое незначительное – перед Верхнеудинском – всего 15 верст. В среднем длина одного этапного перегона в Забайкальской области составляла 20,5 верст. Именно столько партия каторжан могла пройти за световой день. Именно эти остатки прежнего здания полуэтапа сохранились на берегу Байкала. Сегодня можно увидеть и столбы от причала, вблизи руин каторжных «полуэтпов».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев