Строительство шло с большими затруднениями, сложный рельеф, мерзлоты, оползни, отсутствие квалифицированных рабочих. К тому же через речки берущие начало в распадках между береговыми возвышенностями и вливающиеся в Байкал: Болваниху, Калтусную, Быструю, Крестовку, Малая Ивановку, Ивановку, Клюевку, Култусную, Осиновку и Мысовку требовали постройки хотя бы временных мостов, которые затем, после завершения работ заменялись капитальными. Открыть движение требовалось по не совсем достроенному полотну. В апреле 1901 года это все было сделано, и поезда стали ходить до Мишихи. Строительство трудного участка железной дороги требовало большого количества рабочих рук: между Мишихой и Малиновкой находились бараки для рабочих и табор 160 бурят рабочих- дорожников, часто происходили нападения на людей, в 1900году в середине сентября было совершено нападение на подрядчика Кирикова. Грабители считали, что он вез из Иркутска деньги. Они подстерегли его в четырех верстах от станции Мишиха в сторону Малиновки, там, где почтовая дорога шла через болота и крутые подъемы. Земская полиция имела лишь одного урядника на станции Мишиха. Преступников не находили, так как жандармы работали только в полосе отчуждения Достаточно было перенести труп за линию отчуждения, чтобы деятельность жандармских чинов останавливалась. В июне 1900 года пристав четвертого участка Селенгинского округа информировал Военного губернатора Забайкальской области, что в праздничные дни рабочие Кругобайкальской железной дороги собирались в больших количествах на станциях Мысовая и Мишиха, где зачастую имели место быть бесчинства и беспорядки. И если на станции Мысовая, благодаря наличию полицейской власти, удавалось поддерживать порядок, то на станции Мишиха должностных лиц не было вообще. Там имелся только выбираемый жителями десятник, но он не мог обеспечить спокойствие жителей. 3 июня 1900г. на 17 км. от Мысовой в сторону Мишихи, в поселке железнодорожных рабочих, в нескольких шагах от квартиры унтер-офицера был убит рабочий Сидоров. 19 июня, около станции Мишиха был найден труп, но поскольку эти преступления произошли за линией отчуждения, то нужно было вызывать Селенгинского пристава, железнодорожная полиция этими делами не занималась, хотя все преступления совершались железнодорожными рабочими.(ГАЗК.Ф1Оп.4.Д 3948 Л.1).
По плану 30 декабря 1901года укладка рельсового пути с восточной стороны Кругобайкальской железной дороги должна быть доведена до 45 версты от станции Мысовой до станции Переемная, а зимой грузы и пассажиры должны перевозиться гужевым путем по озеру Байкал. Но 1901год был дождливым, и 30-31 июля после ливня необычайной силы случилось небывалое наводнение. Ливень причинил громадные убытки населению и гужевым дорогам. Телеграфная линия и почти все мосты на Кругобайкальском гужевом тракте были уничтожены. Сообщение по нему совсем прекратилось. Ливни причинили большие убытки и железной дороге, земляное полотно между станциями Мысовая и Переемная почти всюду было испорчено: насыпи размыты, деревянные мосты смыты в Байкал. .(ГАЗК.Ф1Оп.4.Д 440 Л.185). Дожди и холода затрудняли работы, и они были приостановлены до весны следующего года. Участок Мысовая – Переемная был сдан во временную эксплуатацию только 5 января 1902года (ГАЗК.Ф1Оп.4.Д 445 Л.190).
.
Навигация завершалась в конце декабря и начиналась в апреле. Когда озеро сковывал прочный лед, переброску грузов проводили гужевым способом. Для этой работы мобилизовывали крестьян из окрестных деревень
.
Вереница из сотен саней образовывала темную цепь на белоснежном байкальском льду. С приходом в Сибирь тепла регулярное движение парома-ледокола Байкал и вспомогательного ледокола Ангара возобновлялось.
Поселок Мишиха
В начале двадцатого века в поселке Мишихе жили торговцы (до семи новых домов): были три винные лавки, пивная, лавки с мануфактурным товаром. По окончанию строительства железной дороги многие разъехались. Население стало переселяться ближе к железнодорожной станции Мишиха. Железнодорожная станция Мишиха была принята в эксплуатацию в 1904году.
Здание станции Мишиха постройки 1901года фото2000г
Здание прекрасно сохранилось и эксплуатировалось до 2000года, затем снесено в связи с постройкой нового здания станции.
Стрелки. Источник Интернет
Когда был сделан снимок неизвестно, в военное время тяжелые стрелки обслуживали в основном женщины. Стрелки –важнейшее оборудование железнодорожной станции , для удобства обслуживания строились так называемые стрелочные будки, на станции Мишиха до наших дней.
Стрелочная «будка». Год постройки 1901. Фото 2018года. Здание снесено по распоряжению начальника ВСЖД летом 2021г.
В 1901году было построено типовое каменное водоемное здание(водокачка) с баком на 58куб. м. и жилое помещение для машиниста, прекрасно сохранившееся до наших дней. Фото 2010г.
Забор воды на Мишихе производился по трубопроводу проложенному в глубину Байкала. В 2015 году часть трубы видимо сгнила и дорога над ней просела, потребовалось несколько Камазов гравия, чтобы засыпать эту глубокую, метра три, яму. Башня прекрасно сохранилась до наших дней.
На станции Мишиха в начале двадцатого века были построены клуб, фельдшерский пункт и начальная школа, которая закрылась только в 1971 году из-за малого количества учеников. Старшие дети учились в Танхое в школе, при которой в 1908 году появилось общежитие. После закрытия школы на Мишихе, все дети стали обучатся в Танхойской школе- интернате. В 1926 году интернат стал принимать детей, приезжающих на учебу с маленьких станций от Выдрино до Мишихи. Дети с протяжения т.е. с разъездов и станции, приезжали в интернат на поезде Иркутск – Наушки, который назывался в народе «Ученик», другого способа добраться до школы не было. Московский почтовый тракт был практически разрушен, кроме железнодорожного пути дорог не было. Обучение в Танхое всегда было платным, в 1902г. плата составляла с 3 рубля 50коп до 12руб с учащегося, постепенно повышаясь, с увеличением окладов служащих- родителей. Практически все население Мишихи, работало на железной дороги. Хотя попасть на постоянную работу к железнодорожникам было трудно, брали на сезонные работы. Важным дополнительным источником существования жителей Мишихи стали рыбные промыслы (преимущественно, для своих потребностей), охота на белок, соболей, медведей, сбор ягод, все это позволило людям и выжить в войну и как то вести хозяйство. Многие мужчины Мишихи занимались изготовлением лодок. У каждого хозяина было по несколько лодок: для рыбалки и хозяйственных нужд, маленькая устойчивая лодка и большого объема для хозяйственных нужд, перевозки сена, все покосы располагались по берегу Байкала т.к. кругам тайга. Дрова жители Мишихи традиционно заготавливали по берегу Байкала, там их было особенно много после шторма. Кроме того, жители устраивались на сезонные работы по ремонту пути на железной дороге, поставляли на дорогу дрова. Хлебопашеством не занимались, земли пригодной для пашни не было. Выращивали овощи для личных нужд и землю для этого привозили из болотистых торфяников, или из леса. Плодородный слой почвы был маленький, даже лопаты обрезали наполовину, чтобы не вытащить на поверхность глину. Места здесь холодные, влажные, весной снег лежит долго, но овощи росли хорошо.
Интересным памятным для всех была организация продуктовых вагонов-лавок на линии. Вагон-лавка, прицепленный к поезду, через день объезжал свой участок, останавливаясь на станциях, где не было магазина и доставка товаров в магазины, осуществлялась вагон-лавкой. Жители станции, таким образом, обеспечивались всем необходимым. В 1916 г. на дороге имелось 10 вагонов-лавок, из которых девять распределялось довольно равномерно на участках восточнее Танхоя, десятый же работал от Иркутска до станции Выдрино, т. е. на протяжении 200 вёрст и представлял собой целый поезд из пяти вагонов: служебного для пяти приказчиков и кладовщика, «мучного», «жирового», бакалейного и мануфактурного. Был еще поезд с вагоном- клубом, врачебной амбулаторией, магазином с дефицитными товарами, такой поезд приходил на станцию в преддверии праздников, Все жители ждали этого поезда как праздника.
Поселок Мишиха находился в заведовании пристава 4-го стана Селенгинского уезда. Население состояло из жителей разных уголков России. Поселок, ни к какой волости приписан не был, и никакого управления не имел. Некоторые жители желали причислить себя к мещанам города Мысовска. Особое управление в поселке едва ли было возможно, потому что в 1907 году там было всего девять домохозяйств. Рыбные промыслы (невода) на Мишихе сдавались от Иркутского архиерейского дома в аренду, в1907 году аренда выдана жителю Мысовска Суворову, а жителям поселка для своего пропитания, приходилась ограничиваться ловлей рыбы удочками или ставить сети крадучись.
Колесных путей, соединявших поселок с другими селениями, не было, единственный путь- бывший Кругобайкальский гужевой тракт был непроезжим, потому что давно не ремонтировался, мосты были разрушены, но в пределах поселка участок тракта сохранился, и сегодня как проезжая дорога и жители говорят: «Проедем по тракту!» Жизнь на маленьких станциях протекала однообразно. Но там где были школы – были очаги культуры. В школах организовывались различные чтения и спектакли. В них участвовали не только дети, но и взрослые. Поезда железной дороги пробегали по берегу, не оставляя, кроме дыма, никакого следа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2