Ильинский маяк
Ильинский маяк далек от стандартных туристических маршрутов по Крыму. Сюда редко организуют экскурсионные туры. Однако год за годом это место все больше привлекает особо любопытных путешественников, готовых сойти с проторенных дорог. Ничего удивительного, ведь у маяка интересная история, а с земли, на которой он расположен, открывается необыкновенно красивый вид на море.
Примечательно, что у этой достопримечательности Феодосии нет конкретного адреса. Маяк находится на мысе Святого Ильи на южном побережье Крыма, в западной части Феодосийского залива.
В древние времена
Мыс издавна представлял угрозу для кораблей. Здесь часто гуляют сильные ветра, в осеннее и весеннее время бывают туманы, а весь берег окружен скалами и рифами, которые трудно заметить. Еще с древних времен в истории осталось немало упоминаний о суднах, потерпевших крушение в этих местах. Поэтому уже тогда жители Феодосии задумывались о необходимости ориентиров, которые были бы заметны с дальнего расстояния.
За несколько столетий до нашей эры территорию Феодосии занимали греки. На тогда еще безымянном мысе они выстроили небольшой храм. Постройка служила не только религиозным целям. Она также была указателем для проходящих кораблей. Судя по всему, разрушен храм был тоже в древности. Потому что морские суда продолжали разбиваться о скалы.
Гораздо позже, в XVIII–XIX веках, здесь была построена часовенка. Кто именно ее построил, неизвестно. Существует легенда, что во время сильного шторма рядом с мысом Святого Ильи терпел крушение корабль богатого купца. Когда надежды на спасение уже не оставалось, купец начал молиться и ему явился сам Святой Илья. Купец пообещал Святому построить часовню, если выживет. Он пережил бурю, но забыл данное обещание. И спустя несколько лет в этих же местах корабль все того же купца вновь терпел бедствие. Пережив одно и то же событие второй раз, торговец все-таки сдержал свои слова и построил часовню. Сейчас от нее остались только руины.
История Ильинского маяка
Сам Ильинский маяк начинает свою историю с 1890 года. В этот год из Николаева в Севастополь была передислоцирована главная военно-морская база Черноморского флота. А торговый порт был перенесен в Феодосию, так как бухта здесь очень удобная для стоянки. Однако свободному проходу судов, идущих с запада, препятствовали рифы в окрестностях мыса Святого Ильи. Не проходило и года без очередного повреждения или крушения. Самые известные случаи — крушение пароходов «Великий Князь Константин» и «Владимир», которые унесли жизни большого количества людей. Все это заставило Дирекцию маяков задуматься о строительстве путеводной башни. Однако денег на финансирование не было, поэтому реализацию затеи были вынуждены отложить.
Но все решило стечение обстоятельств, и строительство все-таки состоялось. В тот период из Москвы в Феодосию приехали супруга статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова и ее 19-летний сын Николай. Молодой человек был тяжело болен туберкулезом, прогнозы врачей были неутешительными. Однако морской воздух сотворил чудо — юноша излечился. В знак благодарности Евдокия Николаевна, которая не раз слышала от местных капитанов о постоянных кораблекрушениях, приняла решение построить маяк на собственные сбережения.
Осенью 1897 года в Дирекцию маяков пришло заявление, в котором Рукавишникова выразила желание профинансировать строительство. Имеющиеся у нее средства были весьма скромными, но их хватило, чтобы построить деревянную будку, установленную на козлах. В будке установили швейцарскую систему освещения Линдберга, которая поочередно мигала зеленым и белым цветами. Сооружение маяка и дома для смотрителя было закончено в 1899 году. Чуть позже рядом с маяком был установлен колокол, с помощью которого подавались звуковые сигналы при ухудшении видимости. Постройку хотели назвать в честь Евдокии Николаевны, но она настояла на том, чтобы закрепить название «Ильинский маяк». Только совсем недавно на территории маяка разместили памятную табличку, посвященную Евдокии Николаевне Рукавишниковой. Об этом городские власти попросила ее внучка Евгения Гиппиус.
В 1910–1912 годах маяк был реконструирован: колокол заменили на звуковую сирену, будка и козлы стали металлическими. В таком виде он профункционировал до начала 40-х годов. В годы Великой Отечественной войны Ильинский маяк был разрушен. Поговаривают, что русским солдатам пришлось специально взорвать его, чтобы уничтожить немцев, сидевших в окопах рядом с сооружением.
Нет комментариев