В 1913–1914 гг. в Коктебеле Латри познакомился с известной детской писательницей Натальей Ивановной Манасеиной и сделал рисунки для ее рассказа «Курнышкин сочельник». Начавшаяся Первая мировая война помешала изданию книги. Помимо этого рассказа Манасеиной Михаил Латри сделал 54 рисунка к «Книжке о Мишке» и 22 – к «Бутузке», которые хранятся в фонде Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Михаил Латри иллюстрировал и книгу «Светлые дни детства» своей жены – Ариадны Николаевны Арендт.
По завещанию И. К. Айвазовского в течение ряда лет после его смерти общественными директорами Картинной галереи были его внуки. Недолгое время им был и М. П. Латри. Но он тяготился директорством и просил городскую управу освободить его от этих обязанностей.
В начале 1917 года Латри передал свою усадьбу рабочим, но те, не желая расстаться с ним, просили его быть у них «старшим» и продолжать вести хозяйство по-прежнему. Однако Латри решил уехать в Феодосию, где он мог все свое время отдать искусству. Принимал участие в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918 г.).
В 1920 году, с первой волной русской эмиграции, Латри вместе с женой Ариадной навсегда покинул Крым, уехав в Грецию. В Афинах руководил Королевским керамическим заводом «Керамикос» (1920–1922 гг.). Здесь он ищет национальные истоки греческого декора, вводит в современные изделия орнамент и рисунки с античных ваз; работает над серией пейзажей Афин, порта Пирей. В 1922 году Михаил Пелопидович принимал участие в археологических раскопках, проводимых Французской академией на островах Делос и Миконос.
В 1924 году из-за сменившейся политической обстановки Латри покинул Грецию и поселился в Париже, где открыл бакалейную лавку. Организовал декоративно-художественную мастерскую, в которой работали около тридцати русских рабочих. По его эскизам изготовлялись вазы, сервизы, панно, лаковые ширмы в стиле ар-деко главным образом для американского художественного рынка. Живописью занимался лишь эпизодически и не был известен парижской публике. В 1932 году показал в Осеннем салоне декоративное панно. В 1935 году провел персональную выставку в Реймсе, показав графические работы и акварели. Написал трактат о пейзаже (не опубликован).
Умер М. П. Латри 11 февраля 1941 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа в Париже.
Наиболее полной коллекцией произведений искусства М. П. Латри обладает Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского – 702 произведения, из которых 464 – живопись, 188 – графика, 50 – керамика. В Картинную галерею работы Латри поступили из имения его деда «Шейх-Мамай», расположенного недалеко от Феодосии. Основу собрания составляют этюды. Большинство из них не имеет ни подписей, ни дат. Предполагают, что созданы они в период с 1894 по 1918 гг. Его произведения также находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных галереях России и Лувре.
Материал подготовила Т. Гурьева,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. А. Грина
http://tavrida.crimealib.ru/view_page_view.php?id=320
Нет комментариев