18.05.2013
История российских морских пограничных войск или береговой охраны берёт своё начало в 20-х годах 18-го века, когда Петром первым был подписан указ, санкционирующий создание таможенного флота. Данный шаг был вызван необходимостью защиты торговых путей, пролегающих через Балтийское и Чёрное моря, а также морской границы России.
Транспорт Береговой охраны России на первых порах был ограничен таможенными яхтами. Спуск на воду первой такой яхты датирован 1747-м годом, в её экипаже помимо моряков числились 10 солдат, которые были откомандированы по указу военной коллегии из Крондштатского гарнизона. Командование яхтой было в руках офицера из того же гарнизона. Членов этого экипажа можно считать первыми российскими морскими пограничниками. Яхта патрулировала лишь небольшой район прибрежных вод Санкт-Петербурга, остальные участки морских границ России не были защищены. В результате этого было принято решение использовать в качестве патрульных судов обычные парусные и гребные лодки. Уже позже, в 1810-м году, представители петербургской береговой охраны подали прошение о постройке шести шлюпок – 3-х шестивёсельных и 3-х четырёхвёсельных. Прошение было одобрено и морские пограничники получили новые патрульные суда в своё пользование.
Вот некоторые фото МПЧВ России. Отметим, что береговая охрана фото всегда впечатляло своим великолепием и боевой мощью. Фото сторожевой корабль:
Первый полноценный военный сторожевой корабль береговая охрана России получила в 1872-м году – судно называлось «Варяг», оно осуществляло патрулирование морских границ России в Балтийском море. Этот сторожевой корабль стал флагманом образованной в 1868-м году Балтийской таможенной флотилии. В конце 19-го века флотилия получила усиление в виде ещё нескольких патрульных судов, кроме того был утверждён флаг морской пограничной охраны. В то же время был установлен пограничный контроль над морскими границами в Каспийском и Чёрном морях. Военный сторожевой корабль того времени вселял страх в ряды шпионов и врагов и береговая охрана России пользовала этим, бесстрашно разрезая морскую гладь. Патрульное судно успешно выполняло свои задачи. Морская граница была под надёжной охраной.
В тот период в обязанности кораблей береговой охраны России вменялся досмотр судов и лодок, подходящих к берегу, на предмет контрабанды и охрана кораблей, вошедших в территориальные воды России. Однако, помимо основных задач, у морских пограничников в дореволюционный период было и множество менее значительных обязанностей, например, они должны были контролировать установку маяков, следить за их эксплуатацией, а кроме того, морские пограничники должны были следить за тем, чтобы вблизи маяков не разводили костров местные жители.
После революции началась тотальная реорганизация береговой охраны. В 1923-м году был издан указ, согласно которому были сформированы речные и морские флотилии сторожевых кораблей. К 1935-му году появились первые МЧПВ (морские части пограничных войск), которые подчинялись непосредственно штабам командования пограничными округами. Это позволило осуществлять эффективное управление МЧПВ, несмотря на значительное увеличение численности личного состава морских пограничников СССР.
Во время ВОВ морские части пограничных войск отошли в подчинение ВМФ СССР. Сторожевые корабли СССР выполняли весьма важные функции – в их обязанности входило обеспечение безопасности военно-морских баз и путей сообщения в территориальных водах. Помимо этого, морские пограничники СССР внесли весомый вклад в победу над Германией, совершая кратковременные вылазки за пределы территориальных вод, с целью воспрепятствовать свободному передвижению судов противника, перевозящих стратегически важные грузы. За время войны более 20-ти членов экипажей сторожевых кораблей ВМФ СССР были удостоены почётного звания героя Советского Союза. Стоит заметить, что сторожевые корабли ВМФ СССР были предметом зависти у соседствующих государств, которые обладали таким мощным флотом. О подвигах морских пограничников СССР можно узнать, посмотрев многочисленные фильмы о морских пограничниках или послушав песни про морских пограничников. Среди фильмов о морских пограничниках можно отметить «Морской пост», который вышел ещё в 1938 году. Песни про морских пограничников до сих звучат сердцах ветеранов флота, и сегодня каждый может послушать «Пограничную» или знаменитую запись от Юго-Запада «Морским пограничникам». Песни МПЧВ – это особенная ниша народного творчества ведь в песнях МЧПВ поётся о реальных подвигах героев морской пограничной службы.
Рассказывая об истории морских пограничников, нельзя не упомянуть Виктора Ус, который за свой срок службы удостоился множества почётных наград. Виктор Ус стал героем СССР и участвовал в Великой Отечественной Войне. Вот одно из самых популярных фото МПЧВ СССР:
\ 
Среди сторожевых кораблей СССР военных лет стоит выделить корабль СКР «Туман». Изначально это судно было обычным рыболовецким траулером, но во время войны с Финляндией в 1939-м году судно было мобилизовано в качестве дозорного корабля. В 1940-м году на него установили 2 45-тимиллиметровых орудия, пулемёты, а также оснастили глубинными бомбами, после чего «Туман» был переведён в ряды сторожевых кораблей СССР. В августе 1941-го года сторожевой корабль «Туман» патрулировал прибрежные воды Мурманска, в которых и состоялся его первый и последний бой. 4-го августа командой сторожевого корабля «Туман» были обнаружены 3 немецких эсминца, направляющиеся к побережью Мурманска. Радист сторожевика передал на берег сообщение о приближающихся кораблях противника, после чего командир корабля отдал приказ выставить дымовую завесу и под её прикрытием атаковать эсминцы. Эсминцы, превосходящие сторожевой корабль «Туман» количеством, быстроходностью и боекомплектом, нанесли сокрушительный удар по судну, в результате которого погиб командир «Тумана» и несколько членов экипажа, а сам сторожевик получил значительные повреждения, вследствие чего потерял возможность контратаковать. Сторожевой корабль «Туман» направился к берегу, под прикрытие береговых орудий, который заставили эсминцы отступить. Позже выяснилось, что батареи были не готовы к бою, и если бы не подвиг экипажа сторожевого корабля «Туман», задержавший эсминцы, последствия могли быть катастрофическими.
,p>Ближе к концу войны, в 1944-м году большинство сторожевых катеров СССР были возвращены из-под командования ВМФ в пограничные войска и приступили к выполнению своей основной задачи – охране морских границ. В 60-м году прошлого века произошло серьёзное сокращение личного состава МЧПВ – в тот год в запас были отправлены 8000 морских пограничников, среди которых было около 1000 офицеров. Это сокращение было связано со списанием многих сторожевых кораблей СССР, отслуживших свой срок. В 1963-м году началась комплектация МЧПВ более современными сторожевыми катерами и патрульными судами. Главной задачей морских пограничников в то время, помимо охраны морских границ, была борьба с браконьерством, которым промышляли жители сопредельных государств в территориальных водах СССР. Предлагаем посмотреть видео МЧПВ. Как вы сами знаете, видео береговой охраны всегда зрелищно и интересно. На этом МЧПВ видео вы увидите парад войск морских пограничников:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев