Как обустроить цветникЦветник возле дома - это большое творчество и радость! Уголок отдохновения для души. И так хочется, чтобы эта цветущая «симфония» длилась как можно дольше.
Желательно, чтобы цветник просматривался из окон дома или веранды.
Если на участке растут большие деревья, то высаженные под ними цветы, группами или «хороводом», придадут этому местечку красочность, нарядность.
Ваши возможности и фантазия подскажут устройство горки или небольшого водоема с кувшинками в обрамлении зеленых «прибрежных» растений.
Вариантов обустройства цветника – масса. Его «конструкция» может быть прямоугольной, а то и произвольно изогнутой. Для маленьких площадей не годятся большие клумбы.
Наиболее популярен на участках прямоугольный цветник-рабатка, длина которого в 3-4 раза превышает ширину (от 0,5 до 1,2 м). Рабатка может быть односторонняя или двусторонняя. Одностороннюю составляют из растений одного сорта или вида, но лучше сюда внести разнообразие из вы
...ЕщёКак обустроить цветникЦветник возле дома - это большое творчество и радость! Уголок отдохновения для души. И так хочется, чтобы эта цветущая «симфония» длилась как можно дольше.
Желательно, чтобы цветник просматривался из окон дома или веранды.
Если на участке растут большие деревья, то высаженные под ними цветы, группами или «хороводом», придадут этому местечку красочность, нарядность.
Ваши возможности и фантазия подскажут устройство горки или небольшого водоема с кувшинками в обрамлении зеленых «прибрежных» растений.
Вариантов обустройства цветника – масса. Его «конструкция» может быть прямоугольной, а то и произвольно изогнутой. Для маленьких площадей не годятся большие клумбы.
Наиболее популярен на участках прямоугольный цветник-рабатка, длина которого в 3-4 раза превышает ширину (от 0,5 до 1,2 м). Рабатка может быть односторонняя или двусторонняя. Одностороннюю составляют из растений одного сорта или вида, но лучше сюда внести разнообразие из высоких, средних и низких растений. Двусторонняя рабатка сложнее по устройству, так как видна с обеих сторон.
Очень узкие (10 - 30 см) посадки, обрамляющие цветники, дорожки, газоны называют бордюрами. Они заменяют собой вышедшие из моды низкие ограждения (кирпичом и т.д.), подчеркивая прямые или изогнутые линии цветника. Для бордюра подходят низкие растения с декоративной листвой, сохраняющейся весь сезон (примулы, маргаритки, бархатцы и др.).
Самый известный вид цветника - миксбордер (смешанный бордюр), в нем легче всего достигнуть эффекта непрерывного цветения. При большом ассортименте растений необходимо учитывать их высоту, используя достоинства такого соседства с другими цветами, но и помня о недостатках. Например, пион заслоняет луковичные, а астильба - увядшие и пожелтевшие листья мака, потерявшего декоративность.
Хорошо смотрятся между цветниками островки земли, засеянные газонной травой.
Такое зеленое пятно служит прекрасным фоном для ярких цветов и местом отдыха, где можно поставить дачную мебель или сделать детский уголок. По соседству можно посадить люпин, пион, ирис, которые сохраняют декоративность благодаря форме цветка и листьев.
Все большую популярность на участках приобретает рокарий - цветник с использованием камней. Здесь прекрасно уживаются эдельвейсы, ландыши, гвоздики и др. цветы. В настоящее время совсем недорого продаются искусственные пластмассовые водоемы различных форм. У
...Ещё
Самый известный вид цветника - миксбордер (смешанный бордюр), в нем легче всего достигнуть эффекта непрерывного цветения. При большом ассортименте растений необходимо учитывать их высоту, используя достоинства такого соседства с другими цветами, но и помня о недостатках. Например, пион заслоняет луковичные, а астильба - увядшие и пожелтевшие листья мака, потерявшего декоративность.
Хорошо смотрятся между цветниками островки земли, засеянные газонной травой.
Такое зеленое пятно служит прекрасным фоном для ярких цветов и местом отдыха, где можно поставить дачную мебель или сделать детский уголок. По соседству можно посадить люпин, пион, ирис, которые сохраняют декоративность благодаря форме цветка и листьев.
Все большую популярность на участках приобретает рокарий - цветник с использованием камней. Здесь прекрасно уживаются эдельвейсы, ландыши, гвоздики и др. цветы. В настоящее время совсем недорого продаются искусственные пластмассовые водоемы различных форм. Углубив их в землю, сделайте «обрамление» из камней. А рядом посадите лилии, осоку и др. растения.
Главное в обустройстве цветников - разместить так растения, чтобы легко было их полоть, поливать. Низкие цветы разместите поближе к дорожке (камнеломка, морозник и др.), а высокие - поодаль, среднерослые - в середине.
Можно сделать маленький рассадник (космея, бархатцы, львиный зев, ноготки, астры и др.), чтобы затем пересадить их на место отцветших растений. А на освободившемся «островке» земли посеять рудбекию, флоксы, ромашки или дельфиниум.
Цветник наряден и без цветения, если сумеете подобрать растения, разнообразные по форме и оттенку листьев: мечевидные, сизые – у ирисов, разрезанные - у астильбы, округлые, кожистые, блестящие - у бадана, растения с красивой листвой.
Для хорошего цветника необходим 2 - 3-летний период, чтоб разрослись многолетники. А пока посейте между ними одно-двухлетние семена цветов.
Уже зацвели первоцветы – крокусы, нарциссы. Повеселели дачные и приусадебные участки. Но это только первые краски цветочной палитры.
Групповой называется посадка нескольких растений в непосредственной близости друг от друга. Если растения относятся к одному виду, это простая групповая посадка; если к разным — смешанная.
Групповые посадки растений, цветущих весной
Айва японская, маргаритка многолетняя. Контраст белого цвета маргаритки и красного цвета айвы делает композицию очень яркой и эффектной.
Групповые посадки растений, цветущих летом
Астильба Арендса, хоста пестролистная. Композиция интересна контрастом формы: листья хосты округлые, а над ними — метельчатые соцветия астильбы.
Групповые посадки растений, цветущих осенью
Астра кустообразная Дороти Фогес лиловая, хризантема корейская кремово-белая. Белый и лиловый цвета подчеркивают яркость друг друга. Астра кустообразная Шпетрозе розовая, хризантема корейская белая (Невеста). Нежнейшая композиция из белого и розового…
Рабаткой называется длинный цветник с ровной поверхностью, ширина которого составляет от 0,5 до 2 м. Чаще всего рабатки размещают вдоль дорожек, заборов, зданий. Рабатку обрамляют бордюром.
Миксбордеры
Миксбордеры, как правило, представляют собой полосу строгой или нестрогой геометрической формы, образованную смесью разнообразных растений, которые имеют красивые листья, цветки или плоды.
Рокарий
Рокарий — это каменистый садик. Часто такой садик называют также альпинарием, однако альпинарий в более точном значении слова предполагает, что будут высажены растения только альпийских и субальпийских видов.
Альпинарий
Стилистически альпийские горки XIX — начала XX века можно отнести к типу пейзажных (художественных, фантазийных) садов. Исторически им придавалась художественная форма без какого-либо подобия естественности.
Приподнятая клумба
В отличие от обычной клумбы приподнятая сооружается на подставке высотой до 1 м.
...Ещё
Рабатка
Рабаткой называется длинный цветник с ровной поверхностью, ширина которого составляет от 0,5 до 2 м. Чаще всего рабатки размещают вдоль дорожек, заборов, зданий. Рабатку обрамляют бордюром.
Миксбордеры
Миксбордеры, как правило, представляют собой полосу строгой или нестрогой геометрической формы, образованную смесью разнообразных растений, которые имеют красивые листья, цветки или плоды.
Рокарий
Рокарий — это каменистый садик. Часто такой садик называют также альпинарием, однако альпинарий в более точном значении слова предполагает, что будут высажены растения только альпийских и субальпийских видов.
Альпинарий
Стилистически альпийские горки XIX — начала XX века можно отнести к типу пейзажных (художественных, фантазийных) садов. Исторически им придавалась художественная форма без какого-либо подобия естественности.
Приподнятая клумба
В отличие от обычной клумбы приподнятая сооружается на подставке высотой до 1 м. Основанием клумбы служат массивные стены, возведенные из кирпича, камня или блоков.
Специальные раковины (корыта) из искусственного камня для цветников выпускаются в готовом виде. Однако можно сделать ее самостоятельно на основе старой эмалированной раковины, для чего ее обмазывают смесью цемента, песка и просеянного торфа, взятых в равных пропорциях.
Законы художественного беспорядка
Мы чувствуем их интуитивно. Мы тотчас замечаем их отсутствие. Мы переживаем, потеряв грань, за которой живой легкий беспорядок становится хаосом.
Чувством гармонии обладает в той или иной степени каждый. Собственно, чувство музыкального слуха, меры, такта, ритма и так далее являются частными случаями чувства гармонии. Со-звучия природе. Вот и в саду, сознательно или нет, мы всегда копируем природу. Или идеализируем ее. Так, миксбордер создается по схеме опушки леса, рокарий – скального выхода.
Законы гармонии универсальны. Вышиваем ли мы салфетку, подбираем кожаные лоскутки для сумки или закладываем цветник – мы руководствуемся одн
...Ещё
Цветник в раковине
Специальные раковины (корыта) из искусственного камня для цветников выпускаются в готовом виде. Однако можно сделать ее самостоятельно на основе старой эмалированной раковины, для чего ее обмазывают смесью цемента, песка и просеянного торфа, взятых в равных пропорциях.
Законы художественного беспорядка
Мы чувствуем их интуитивно. Мы тотчас замечаем их отсутствие. Мы переживаем, потеряв грань, за которой живой легкий беспорядок становится хаосом.
Чувством гармонии обладает в той или иной степени каждый. Собственно, чувство музыкального слуха, меры, такта, ритма и так далее являются частными случаями чувства гармонии. Со-звучия природе. Вот и в саду, сознательно или нет, мы всегда копируем природу. Или идеализируем ее. Так, миксбордер создается по схеме опушки леса, рокарий – скального выхода.
Законы гармонии универсальны. Вышиваем ли мы салфетку, подбираем кожаные лоскутки для сумки или закладываем цветник – мы руководствуемся одними и теми же правилами. Меняются только условия их применения.
Когда всё получается как бы само собой, законы нам и не нужны. Потребность в них возникает в ответ на ощущение, что «что-то здесь не так». И встают два главных вопроса: что делать? и с чего начать?
Закон доминанты
Или, точнее, закон соподчинения и доминанты. Тема царя и его подданных. В любом художественном произведении есть главное и второстепенное. Любое действо разыгрывается в определенных декорациях. В саду это вертикали и горизонтали.
Планировка сада начинается именно с определения доминантных мест. Монотонность утомляет. Мы разбиваем ее вертикалями деревьев и пергол, яркими пятнами цветочных групп. Но и напряженность утомляет не меньше. Восклицательных знаков не должно быть слишком много. Планируя доминанту, следует учесть простое, но важное правило. Чем ярче пятно, тем больше должна быть вокруг него нейтральная территория. Размеры подбираются экспериментально.
Причем доминантой может быть и не самое дорогое, что у вас есть. У нас на участке, расположенном в зоне заказника, где запрещена посадка деревьев и кустарников, в роли доминанты успешно выступают самые заурядные подсолнухи. Все гости очень любят фотографироваться возле них.
К слову, в практике градостроительства на Руси доминантами всегда были церковные колокольни. Когда их снесли в двадцатые годы, Москва стала плоской, как сковородка, и разрушить эту пространственную монотонность были призваны сталинские высотки.
На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.
Это учет четырех сторон света. Север, юг, восток и запад вносят в наши пожелания и намерения свои довольно жесткие коррективы. Во-первых, существуют определенные биологические требования растений к условиям освещенности. Одни любят утреннее солнце, другие вечернее. С требованиями цветов придется смириться, ведь перевоспитать их невозможно. Головки к солнцу поворачивают не только подсолнухи. Учитывайте это, иначе может получиться так, что пышным цветением вашего клематиса любоваться будет сосед.
Во-вторых, один и тот же цвет в разных условиях смотрится совершенно по-разному. Белый мерцает в тени и светится из тумана. На ярком свету он теряет свою загадочность. Может выглядеть и просто некрасиво, если его много. Я видела прошлым летом большую клумбу белых петуний на фоне превосходного газона. Издали было полное ощущение пенопласта или неубранного снега (это в июле-то!).
А вообще яркое дневное солнце зрительно съедает нюансы, «пододвигая» цвет к боле
...Ещё
Закон квадрата
Это учет четырех сторон света. Север, юг, восток и запад вносят в наши пожелания и намерения свои довольно жесткие коррективы. Во-первых, существуют определенные биологические требования растений к условиям освещенности. Одни любят утреннее солнце, другие вечернее. С требованиями цветов придется смириться, ведь перевоспитать их невозможно. Головки к солнцу поворачивают не только подсолнухи. Учитывайте это, иначе может получиться так, что пышным цветением вашего клематиса любоваться будет сосед.
Во-вторых, один и тот же цвет в разных условиях смотрится совершенно по-разному. Белый мерцает в тени и светится из тумана. На ярком свету он теряет свою загадочность. Может выглядеть и просто некрасиво, если его много. Я видела прошлым летом большую клумбу белых петуний на фоне превосходного газона. Издали было полное ощущение пенопласта или неубранного снега (это в июле-то!).
А вообще яркое дневное солнце зрительно съедает нюансы, «пододвигая» цвет к более примитивному спектральному (желтому, синему, красному). Поэтому клумбу на постоянном солнцепеке надежнее всего делать в желтой гамме, или хотя бы с преобладанием желтого цвета. Или красного. Только это очень утомительно для глаз. (Кстати, в полдень даже фотографировать не рекомендуется. Получится заведомо хуже, чем через три-четыре часа.)
Планируя цветник, нужно учитывать способность голубого цвета зрительно расширять пространство. Для хозяев маленьких участков «голубеющие дали» – это не поэтическая метафора, а прямое руководство к действию.
Другое – «лиловые сумерки». В спектре заката последним исчезает красный. Это физика. Поэтому запад участка просит красно-бордово-фиолетового цветового решения. С большими шапками белых цветов, которые будут тихо догорать в сгущающихся сумерках. Здесь же, если условия позволяют, лучше всего и устроить зону вечернего отдыха.
Про законы композиции и колористики, конечно, можно рассказывать еще долго и не один раз. Главное, на что бы хотелось обратить внимание читателей, заключается в простом факте: чем ближе замысленный ландшафт к дикой природе, тем легче нам не ошибиться в его воплощении. При всей нашей цивилизованности всё-таки мы остались детьми природы. Поэтому болотца, ручейки, лесные полянки, словом, всё, что она нам предлагает в качестве образца для подражания, воспринимаются нами так естественно и органично.
Первая четверть с добавлением белого дает оттенки от чайных роз до флоксов, вторая – от розовых тюльпанов до сиреневых виол. Третья и четвертая четверти представлены преимущественно в окраске листьев. Желающим понять, как устроен цвет, настоятельно советую посмешивать живые краски. Взять у детей или внуков гуашь и попробовать. Увлекательнейшее занятие!
Все цвета, содержащие желтый, называются теплыми. Все цвета, содержащие синий – холодными. Все цвета одной четверти называются родственными. Сочетание цветов одной четверти сколорировано идеально, но в клумбе смотрится скучновато. К нему нужна изысканная геометрия зелени и камней.
Все цвета одного полукруга называются родственно-контрастными. В примере на цветовой треугольник к белому и оранжевому третьим цветом не случайно был выбран родственно-контрастный фиолетовый, и не контрастный синий. На фото 4 голубые незабудки соседствуют с сиреневым флоксом растопыренным и сиреневатыми тюльпанами, которые в
...Ещё
Закон круга
Первая четверть с добавлением белого дает оттенки от чайных роз до флоксов, вторая – от розовых тюльпанов до сиреневых виол. Третья и четвертая четверти представлены преимущественно в окраске листьев. Желающим понять, как устроен цвет, настоятельно советую посмешивать живые краски. Взять у детей или внуков гуашь и попробовать. Увлекательнейшее занятие!
Все цвета, содержащие желтый, называются теплыми. Все цвета, содержащие синий – холодными. Все цвета одной четверти называются родственными. Сочетание цветов одной четверти сколорировано идеально, но в клумбе смотрится скучновато. К нему нужна изысканная геометрия зелени и камней.
Все цвета одного полукруга называются родственно-контрастными. В примере на цветовой треугольник к белому и оранжевому третьим цветом не случайно был выбран родственно-контрастный фиолетовый, и не контрастный синий. На фото 4 голубые незабудки соседствуют с сиреневым флоксом растопыренным и сиреневатыми тюльпанами, которые в таком сочетании кажутся розовыми. Посмотрите на круг: взяты цвета второй и третьей четверти, сближенные по светлоте.
Цвета, находящиеся в противоположных четвертях, называются контрастными. Оказавшись рядом, они усиливают друг друга. Голубизну ваших хост подчеркнет что-нибудь оранжевое, цветущее поблизости. И наоборот, ярко-синяя лобелия зрительно превратит голубоватые листья в зеленые. Желтолистным растениям для проявления всей своей красы нужны лилово-сиреневые соседи. Кирпичная стена будет казаться краснее и ярче от соседства с ярко-зеленой листвой и зрительно потускнеет рядом с серебристой.
Кроме того, у каждого цвета есть две характеристики: светлота и насыщенность. Светлота – это отличие цвета от белого и черного, насыщенность – от ахроматического серого той же светлоты. Таким образом, мы имеем три контраста: по цвету, светлоте и насыщенности, каждый из которых вносит свою лепту в общее дело.
Светлотный контраст сильнее цветового. Попробуйте розовые тюльпаны заменить густо-малиновыми. Сколорированность останется, а настроение исчезнет. Клумба из розовых и синих петуний будет смотреться не столь пестро, как из белых и синих. Чем больше светлотный контраст, тем точнее, прицельнее должен быть рисунок пятна, потому что законы живописи вступают здесь в противоречие с законами графики.
Можно долго, по цветку, собирать нежно-розовую нюансную группу, а потом поблизости зацветет лихнис и в одночасье уничтожит все труды. К счастью, глаз – весьма несовершенный оптический прибор. Видит он в ширину всего градусов на тридцать, да и обманываться рад.
Предельно-насыщенные тона предназначены для акцентов и доминант. В большом количестве они создают излишнюю напряженность. А мы все-таки творим себе пространство для отдыха. Кстати, если розовая группа не удалась, можно либо добавить белых, которые сочетаются со всеми, либо посадить рядом что-нибудь яркое и более темное. Группа станет просто фоном.
Лучшие растения для смягчения всех контрастов имеют сизые или серебристые листья.
Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств.
Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.
Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко.
Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.
Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеле
...Ещё
Закон простоты
Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств.
Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.
Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко.
Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.
Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеленых комнат», о чем неоднократно писали все цветоводческие журналы. А японский садик устройте где-нибудь возле гаража, в невидимой зоне.
Столь же вредно смешивать разномастные камни и деревяшки. Из случайных, найденных в окрестностях или привезенных на участок друзьями, которые завершили свои проекты, создать что-нибудь приличное удастся вряд ли. Такой «вынужденный набор» подчеркнут скорее нашу бедность, чем фантазию. Хорошие камни приходится покупать, и в достаточном количестве.
Жесткая геометрия (круги, прямые и острые углы) создает излишнюю напряженность, как и всё то, что не встречается в дикой природе (например, валунчики одного размера, бусами лежащие по краю водоема. К тому же они зрительно съедают и без того небольшую площадь.)
Прямые параллельные линии также являются врагом художественного беспорядка. Тем большим, чем меньше размер участка. Четкий ряд одинаковых растений вдоль забора больше акцентирует его, чем маскирует. Дорожка от калитки до крыльца, проходящая поблизости от забора, смотрится особенно тягостно, если забор попытались закрыть зеленой стенкой. Простейший выход из положения – сделать дорожку извилистой, обыграв ее изгибы. Например, посадить кустик, который придется обходить. Или сделать дорожку переменной ширины за счет окружающих ее цветов. И не важно, что ходить вы будете все равно по прямой. А можно высадить плавно изогнувшейся линией настолько яркие цветы, что они возьмут на себя основную зрительную нагрузку.
Главное правило садовой геометрии гласит: кривая линия должна быть осмысленной. У нее должны быть начало, конец и логика. Об этом стоит вспоминать не только прокладывая по клумбе технологическую дорожку, но и высаживая весной рассаду. Кстати, располагать ранние бордюрные цветы непосредственно вдоль дорожки совершенно не обязательно, и, может быть, даже вредно. Они вполне могут поддерживать свою игру линий и пятен в глубине клумбы.
Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как
3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части. Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.
Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».
Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно
...Ещё
Закон треугольника
Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как
3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части. Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.
Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».
Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно подобрать плитняк трех размеров в пропорции
8:5:3, чередуя большие камни со средними и маленькими. Это смотрится гораздо интереснее при тех же трудозатратах.
Три вообще интересное число. Психологически оно вызывает у нас ощущение надежности. Треножник не шатается, в отличие от табурета на четырех ногах.
Попробуйте превратить в художественную форму два одинаковых предмета. Не важно, два дерева или два цветка. Без третьего вряд ли что-нибудь у вас получится. К двум цветкам в вазе потребуется как минимум красивая ветка и немножко чего-нибудь еще. Двум туям зрительно понадобится калитка или скамейка между ними. Два одинаковых куста проще разместить в разных углах и устроить два непохожих милых уголка, чем объединить их гармонично в одном месте.
Три цвета – желтый, красный, синий – дают нам всю цветовую гамму.
Вы только закладываете сад. Еще многое видится не совсем ясно, желания не приобрели четкие формы, а весна уже в разгаре, и хочется красоты и радости уже сейчас, а не через годы. Что посоветовать и тем и другим? Вспомните бабушкин палисадник с широко романтическим буйством ярких красок, упоительным и родным запахом лета! А сажала бабушка обычные летники, растения быстрорастущие, неприхотливые, с продолжительным цветением и очень дешевые. Обычные не значит банальные. Изящество, красота. Прелестный аромат — это все о них. Именно летники сделают в новом сезоне каждый участок сада обновленным и уникальным. С их помощью по новому зацветут старые миксбордеры, клумбы, рабатки, бордюры. Они украсят балкон, окна, привнесут особый шарм на альпийскую горку, создадут эффектные цветовые пятна под кустарниками и на газоне, заполнят пустые места. Высадив однолетние в декоративные контейнеры, Вы сможете оживить террасу, внутренний дворик, а срезанные для букета они украсят дом и порадуют друзей. Асс
...Ещё
Вы только закладываете сад. Еще многое видится не совсем ясно, желания не приобрели четкие формы, а весна уже в разгаре, и хочется красоты и радости уже сейчас, а не через годы. Что посоветовать и тем и другим? Вспомните бабушкин палисадник с широко романтическим буйством ярких красок, упоительным и родным запахом лета! А сажала бабушка обычные летники, растения быстрорастущие, неприхотливые, с продолжительным цветением и очень дешевые. Обычные не значит банальные. Изящество, красота. Прелестный аромат — это все о них. Именно летники сделают в новом сезоне каждый участок сада обновленным и уникальным. С их помощью по новому зацветут старые миксбордеры, клумбы, рабатки, бордюры. Они украсят балкон, окна, привнесут особый шарм на альпийскую горку, создадут эффектные цветовые пятна под кустарниками и на газоне, заполнят пустые места. Высадив однолетние в декоративные контейнеры, Вы сможете оживить террасу, внутренний дворик, а срезанные для букета они украсят дом и порадуют друзей. Ассортимент летников разнообразен и расширяется с каждым годом. Так, на 1 кв. м. Вы можете высадить до 50 разных однолетних растений. Хорошо смотрятся сочетания разных оттенков одного цвета или, тех что на цветовом круге находятся по соседству. Если основной цвет клумбы синий, к нему подойдут сиренево розовые фиолетовые цвета разных видов шалфея, лаватеры, петунии, агератума и клеомы. Для красных сальвии, мака турецкого или вербены бонарской идеальной парой будут растения с желтыми и оранжевыми цветками, например: ноготки, эшшольция калифорнийская, лучистые бархатцы, ярко желтая рудбекия и санвиталия, львиный зев. Прекрасно смотрятся контрастные растения, когда цвет одного усиливает воздействие другого: желтый — фиолетовый, оранжевый — синий. Так, густолиловый шалфей мутовчатый хорошо сочетается с ярко-желтыми цветками львиного зева. И еще один совет! Во-первых, сажайте растения с таким расчетом, чтобы каждое могло показать себя. Например, космея хороша в больших цветочных грунтах, на заднем плане (высота растения от 50 до 150 в зависимости от сорта). Неприхотливая лавантера, растение высотой 60-120 см также используется для грунтовых посадок на фоне газона и в миксбордерах. А вот низкорослый агератум рекомендуется использовать для оформления бордюров, ковровых клумб, в грунтовых посадках на переднем плане цветников.
Во-вторых, постарайтесь создать гармоничное сочетание растений разной высоты. Композиции только из высоких или только низких растений однообразны и скучны. Вспомните театр где, ряды выстроены ярусами: один выше другого. Перенесите эту конструкцию в сад.
И последнее, о чем хочется сказать, это об аромате цветов. Если Вы хотите им наслаждаться в полной мере, посадите в своем саду левкои, резеду, гелиотроп, душистый горошек, ночную фиалку, душистый табак.
В настоящее время, несмотря на ландшафтный бум, в озеленении частных участков цветники занимают относительно мало места. То есть цветы на участке, конечно же, растут, но вот правильная организация посадок в пространстве, как правило, отсутствует. Что такое рабатка, арабеска, клумба, знают многие, а воплощать их на своих участках почему-то не спешат.
Традиционное представление о том, что устройство и уход за цветниками очень сложны и требуют много времени и сил, не вполне соответствует действительности. Конечно, определенные знания нужны, но среди цветочных культур есть сложные для выращивания, а есть и неприхотливые, вполне доступные даже не слишком искусным садоводам. Преимущественно такие цветы и должны составлять основу цветника.
Чтобы не получить разочарования от своего творения, необходимо ознакомиться с биологическими особенностями растений, которые вы собираетесь использовать. Наиболее важная информация: отношение к свету и влаге, прод
...Ещё
Цветник по правилам
В настоящее время, несмотря на ландшафтный бум, в озеленении частных участков цветники занимают относительно мало места. То есть цветы на участке, конечно же, растут, но вот правильная организация посадок в пространстве, как правило, отсутствует. Что такое рабатка, арабеска, клумба, знают многие, а воплощать их на своих участках почему-то не спешат.
Традиционное представление о том, что устройство и уход за цветниками очень сложны и требуют много времени и сил, не вполне соответствует действительности. Конечно, определенные знания нужны, но среди цветочных культур есть сложные для выращивания, а есть и неприхотливые, вполне доступные даже не слишком искусным садоводам. Преимущественно такие цветы и должны составлять основу цветника.
Чтобы не получить разочарования от своего творения, необходимо ознакомиться с биологическими особенностями растений, которые вы собираетесь использовать. Наиболее важная информация: отношение к свету и влаге, продолжительность жизни, время цветения и сохранения зеленых частей растения (продолжительность вегетации), максимальные размеры во взрослом состоянии, совместимость с другими растениями, скорость разрастания.
В любом случае для цветника подбираются растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, условиям увлажнения и освещения. Быстро разрастающиеся растения не следует сажать рядом с медленно растущими. Вообще старайтесь избегать использования агрессивных растений, особенно в относительно небольших цветниках, отдавайте предпочтение культурам с умеренными темпами разрастания.
Иногда вызывает затруднение расчет количества растений, необходимого и достаточного для заполнения отведенного для цветника места. За некоторым исключением можно опираться на следующие данные. На 1 м2 достаточно 1-3 крупных и высокорослых растения, 5-7 – среднерослых и компактных, 7-11 – низкорослых, а почвопокровных растений на 1 м2 можно высадить 30-35 экземпляров. Чтобы цветник выглядел естественно, в одну группу принято высаживать нечетное число растений и желательно асимметрично, естественно, если это не регулярная клумба, но и в ней растения размещают в шахматном порядке. Ровные рядочки или окружности просматриваться не должны. Растения высаживают на таком расстоянии друг от друга, чтобы оставалось место для их роста.
План на бумаге
Отсутствие опыта в посадке цветников – не беда, попробуйте сначала разработать его на бумаге. Для этого перенесите размеры цветника в масштабе
1:10 или 1:5 на лист миллиметровой бумаги, очертите границы той ...Ещё
Количество растений
Иногда вызывает затруднение расчет количества растений, необходимого и достаточного для заполнения отведенного для цветника места. За некоторым исключением можно опираться на следующие данные. На 1 м2 достаточно 1-3 крупных и высокорослых растения, 5-7 – среднерослых и компактных, 7-11 – низкорослых, а почвопокровных растений на 1 м2 можно высадить 30-35 экземпляров. Чтобы цветник выглядел естественно, в одну группу принято высаживать нечетное число растений и желательно асимметрично, естественно, если это не регулярная клумба, но и в ней растения размещают в шахматном порядке. Ровные рядочки или окружности просматриваться не должны. Растения высаживают на таком расстоянии друг от друга, чтобы оставалось место для их роста.
План на бумаге
Отсутствие опыта в посадке цветников – не беда, попробуйте сначала разработать его на бумаге. Для этого перенесите размеры цветника в масштабе
1:10 или 1:5 на лист миллиметровой бумаги, очертите границы той или иной культуры, раскрасьте цветными карандашами участки соответствующих растений, если потребуется, внесите поправки. Рассчитайте необходимое количество посадочного материала. Возможно, придется нарисовать несколько вариантов и выбрать из них наиболее интересный, который и будет воплощен в жизнь.
Принцип подбора растений
Для тех, кто твердо решил самостоятельно разбить цветник, необходимо изначально сформулировать основной принцип подбора растений: будет ли это «сад непрерывного цветения», цветник определенной цветовой гаммы, коллекция сортов одной или нескольких культур. Вероятнее всего, что на участке найдется место и для красивого бордюра вдоль дорожки, и для клумбы перед домом, и для миксбордера у дальней беседки, и для коллекционного участка.
Выбор велик и полностью зависит от желания владельца сада. Но так или иначе еще до начала создания цветника вы неизбежно столкнетесь с необходимостью решения ряда задач. Какова будет цветовая гамма цветника, его форма и объем? Как будет меняться картина цветника в течение сезона? Какие растения войдет в состав цветника? Иными словами, необходимо подобрать ассортимент растений для цветника с заданными параметрами и в зависимости от занимаемой площади рассчитать необходимое количество растений.
Для тех, кто твердо решил самостоятельно разбить цветник, необходимо изначально сформулировать основной принцип подбора растений: будет ли это «сад непрерывного цветения», цветник определенной цветовой гаммы, коллекция сортов одной или нескольких культур. Вероятнее всего, что на участке найдется место и для красивого бордюра вдоль дорожки, и для клумбы перед домом, и для миксбордера у дальней беседки, и для коллекционного участка.
Выбор велик и полностью зависит от желания владельца сада. Но так или иначе еще до начала создания цветника вы неизбежно столкнетесь с необходимостью решения ряда задач. Какова будет цветовая гамма цветника, его форма и объем? Как будет меняться картина цветника в течение сезона? Какие растения войдет в состав цветника? Иными словами, необходимо подобрать ассортимент растений для цветника с заданными параметрами и в зависимости от занимаемой площади рассчитать необходимое количество растений.
Разбивка цветни
...Ещё
Принцип подбора растений
Для тех, кто твердо решил самостоятельно разбить цветник, необходимо изначально сформулировать основной принцип подбора растений: будет ли это «сад непрерывного цветения», цветник определенной цветовой гаммы, коллекция сортов одной или нескольких культур. Вероятнее всего, что на участке найдется место и для красивого бордюра вдоль дорожки, и для клумбы перед домом, и для миксбордера у дальней беседки, и для коллекционного участка.
Выбор велик и полностью зависит от желания владельца сада. Но так или иначе еще до начала создания цветника вы неизбежно столкнетесь с необходимостью решения ряда задач. Какова будет цветовая гамма цветника, его форма и объем? Как будет меняться картина цветника в течение сезона? Какие растения войдет в состав цветника? Иными словами, необходимо подобрать ассортимент растений для цветника с заданными параметрами и в зависимости от занимаемой площади рассчитать необходимое количество растений.
Разбивка цветника на местности
Разбивка цветника на местности начинается с обозначения его границ. Для этого по контуру цветника забиваются колышки, и на них натягивается шнур, дерн внутри контура снимают, выбирают оставшиеся корни. Почву перекапывают примерно на 30 см, крупные комья измельчают.
Если почва тяжелая глинистая, в нее добавляют компост или хороший перегной, песок, торф, немного золы или костной муки; если почва песчаная или супесчаная, необходимо добавить торф, компост и, по необходимости, суглинок. Из почвенной смеси формируют земляную подушку, возвышающуюся над уровнем дерна на 10 см (своеобразная грядка). Грунтовая смесь выравнивается и утрамбовывается.
После того как почвенная подушка сформирована, переходят к разбивке собственно посадок. Острым колышком на поверхности цветника намечаются границы размещения той или иной культуры, переходы между которыми должны быть плавными.
Не следует пересаживать старые растения на новое место большим кустом. Такие растения хуже приживаются, выбиваются из общей куртины цветника и в силу этого теряют свою декоративность.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 31
цветник,увиденный в журнале "цветники"
для тенистого участка:
1-примула
2-печеночница,3-барвинок,4-бадан,5-бруннера,6-аквилегия,7-астильба,8-купена,9-волжанка,10-страусник.
яркий цветник
1-гравилат,2-маргаритка,3-герань,4-пиретрум,5-маклея,6-мискантус,7-астра,8-посконник.
Желательно, чтобы цветник просматривался из окон дома или веранды.
Если на участке растут большие деревья, то высаженные под ними цветы, группами или «хороводом», придадут этому местечку красочность, нарядность.
Ваши возможности и фантазия подскажут устройство горки или небольшого водоема с кувшинками в обрамлении зеленых «прибрежных» растений.
Вариантов обустройства цветника – масса. Его «конструкция» может быть прямоугольной, а то и произвольно изогнутой. Для маленьких площадей не годятся большие клумбы.
Наиболее популярен на участках прямоугольный цветник-рабатка, длина которого в 3-4 раза превышает ширину (от 0,5 до 1,2 м). Рабатка может быть односторонняя или двусторонняя. Одностороннюю составляют из растений одного сорта или вида, но лучше сюда внести разнообразие из вы
...ЕщёКак обустроить цветникЦветник возле дома - это большое творчество и радость! Уголок отдохновения для души. И так хочется, чтобы эта цветущая «симфония» длилась как можно дольше.Желательно, чтобы цветник просматривался из окон дома или веранды.
Если на участке растут большие деревья, то высаженные под ними цветы, группами или «хороводом», придадут этому местечку красочность, нарядность.
Ваши возможности и фантазия подскажут устройство горки или небольшого водоема с кувшинками в обрамлении зеленых «прибрежных» растений.
Вариантов обустройства цветника – масса. Его «конструкция» может быть прямоугольной, а то и произвольно изогнутой. Для маленьких площадей не годятся большие клумбы.
Наиболее популярен на участках прямоугольный цветник-рабатка, длина которого в 3-4 раза превышает ширину (от 0,5 до 1,2 м). Рабатка может быть односторонняя или двусторонняя. Одностороннюю составляют из растений одного сорта или вида, но лучше сюда внести разнообразие из высоких, средних и низких растений. Двусторонняя рабатка сложнее по устройству, так как видна с обеих сторон.
Очень узкие (10 - 30 см) посадки, обрамляющие цветники, дорожки, газоны называют бордюрами. Они заменяют собой вышедшие из моды низкие ограждения (кирпичом и т.д.), подчеркивая прямые или изогнутые линии цветника. Для бордюра подходят низкие растения с декоративной листвой, сохраняющейся весь сезон (примулы, маргаритки, бархатцы и др.).
Самый известный вид цветника - миксбордер (смешанный бордюр), в нем легче всего достигнуть эффекта непрерывного цветения. При большом ассортименте растений необходимо учитывать их высоту, используя достоинства такого соседства с другими цветами, но и помня о недостатках. Например, пион заслоняет луковичные, а астильба - увядшие и пожелтевшие листья мака, потерявшего декоративность.
Хорошо смотрятся между цветниками островки земли, засеянные газонной травой.
Такое зеленое пятно служит прекрасным фоном для ярких цветов и местом отдыха, где можно поставить дачную мебель или сделать детский уголок. По соседству можно посадить люпин, пион, ирис, которые сохраняют декоративность благодаря форме цветка и листьев.
Все большую популярность на участках приобретает рокарий - цветник с использованием камней. Здесь прекрасно уживаются эдельвейсы, ландыши, гвоздики и др. цветы. В настоящее время совсем недорого продаются искусственные пластмассовые водоемы различных форм. У
...ЕщёСамый известный вид цветника - миксбордер (смешанный бордюр), в нем легче всего достигнуть эффекта непрерывного цветения. При большом ассортименте растений необходимо учитывать их высоту, используя достоинства такого соседства с другими цветами, но и помня о недостатках. Например, пион заслоняет луковичные, а астильба - увядшие и пожелтевшие листья мака, потерявшего декоративность.
Хорошо смотрятся между цветниками островки земли, засеянные газонной травой.
Такое зеленое пятно служит прекрасным фоном для ярких цветов и местом отдыха, где можно поставить дачную мебель или сделать детский уголок. По соседству можно посадить люпин, пион, ирис, которые сохраняют декоративность благодаря форме цветка и листьев.
Все большую популярность на участках приобретает рокарий - цветник с использованием камней. Здесь прекрасно уживаются эдельвейсы, ландыши, гвоздики и др. цветы. В настоящее время совсем недорого продаются искусственные пластмассовые водоемы различных форм. Углубив их в землю, сделайте «обрамление» из камней. А рядом посадите лилии, осоку и др. растения.
Главное в обустройстве цветников - разместить так растения, чтобы легко было их полоть, поливать. Низкие цветы разместите поближе к дорожке (камнеломка, морозник и др.), а высокие - поодаль, среднерослые - в середине.
Можно сделать маленький рассадник (космея, бархатцы, львиный зев, ноготки, астры и др.), чтобы затем пересадить их на место отцветших растений. А на освободившемся «островке» земли посеять рудбекию, флоксы, ромашки или дельфиниум.
Цветник наряден и без цветения, если сумеете подобрать растения, разнообразные по форме и оттенку листьев: мечевидные, сизые – у ирисов, разрезанные - у астильбы, округлые, кожистые, блестящие - у бадана, растения с красивой листвой.
Для хорошего цветника необходим 2 - 3-летний период, чтоб разрослись многолетники. А пока посейте между ними одно-двухлетние семена цветов.
Уже зацвели первоцветы – крокусы, нарциссы. Повеселели дачные и приусадебные участки. Но это только первые краски цветочной палитры.
Групповая посадка
Групповой называется посадка нескольких растений в непосредственной близости друг от друга. Если растения относятся к одному виду, это простая групповая посадка; если к разным — смешанная.
Групповые посадки растений, цветущих весной
Айва японская, маргаритка многолетняя. Контраст белого цвета маргаритки и красного цвета айвы делает композицию очень яркой и эффектной.
Групповые посадки растений, цветущих летом
Астильба Арендса, хоста пестролистная. Композиция интересна контрастом формы: листья хосты округлые, а над ними — метельчатые соцветия астильбы.
Групповые посадки растений, цветущих осенью
Астра кустообразная Дороти Фогес лиловая, хризантема корейская кремово-белая. Белый и лиловый цвета подчеркивают яркость друг друга. Астра кустообразная Шпетрозе розовая, хризантема корейская белая (Невеста). Нежнейшая композиция из белого и розового…
Рабатка
Рабаткой называется длинный цветник с ровной поверхностью, ширина которого составляет от 0,5 до 2 м. Чаще всего рабатки размещают вдоль дорожек, заборов, зданий. Рабатку обрамляют бордюром.
Миксбордеры
Миксбордеры, как правило, представляют собой полосу строгой или нестрогой геометрической формы, образованную смесью разнообразных растений, которые имеют красивые листья, цветки или плоды.
Рокарий
Рокарий — это каменистый садик. Часто такой садик называют также альпинарием, однако альпинарий в более точном значении слова предполагает, что будут высажены растения только альпийских и субальпийских видов.
Альпинарий
Стилистически альпийские горки XIX — начала XX века можно отнести к типу пейзажных (художественных, фантазийных) садов. Исторически им придавалась художественная форма без какого-либо подобия естественности.
Приподнятая клумба
В отличие от обычной клумбы приподнятая сооружается на подставке высотой до 1 м.
...ЕщёРабатка
Рабаткой называется длинный цветник с ровной поверхностью, ширина которого составляет от 0,5 до 2 м. Чаще всего рабатки размещают вдоль дорожек, заборов, зданий. Рабатку обрамляют бордюром.
Миксбордеры
Миксбордеры, как правило, представляют собой полосу строгой или нестрогой геометрической формы, образованную смесью разнообразных растений, которые имеют красивые листья, цветки или плоды.
Рокарий
Рокарий — это каменистый садик. Часто такой садик называют также альпинарием, однако альпинарий в более точном значении слова предполагает, что будут высажены растения только альпийских и субальпийских видов.
Альпинарий
Стилистически альпийские горки XIX — начала XX века можно отнести к типу пейзажных (художественных, фантазийных) садов. Исторически им придавалась художественная форма без какого-либо подобия естественности.
Приподнятая клумба
В отличие от обычной клумбы приподнятая сооружается на подставке высотой до 1 м. Основанием клумбы служат массивные стены, возведенные из кирпича, камня или блоков.
Цветник в раковине
Специальные раковины (корыта) из искусственного камня для цветников выпускаются в готовом виде. Однако можно сделать ее самостоятельно на основе старой эмалированной раковины, для чего ее обмазывают смесью цемента, песка и просеянного торфа, взятых в равных пропорциях.
Законы художественного беспорядка
Мы чувствуем их интуитивно. Мы тотчас замечаем их отсутствие. Мы переживаем, потеряв грань, за которой живой легкий беспорядок становится хаосом.
Чувством гармонии обладает в той или иной степени каждый. Собственно, чувство музыкального слуха, меры, такта, ритма и так далее являются частными случаями чувства гармонии. Со-звучия природе. Вот и в саду, сознательно или нет, мы всегда копируем природу. Или идеализируем ее. Так, миксбордер создается по схеме опушки леса, рокарий – скального выхода.
Законы гармонии универсальны. Вышиваем ли мы салфетку, подбираем кожаные лоскутки для сумки или закладываем цветник – мы руководствуемся одн
...ЕщёЦветник в раковине
Специальные раковины (корыта) из искусственного камня для цветников выпускаются в готовом виде. Однако можно сделать ее самостоятельно на основе старой эмалированной раковины, для чего ее обмазывают смесью цемента, песка и просеянного торфа, взятых в равных пропорциях.
Законы художественного беспорядка
Мы чувствуем их интуитивно. Мы тотчас замечаем их отсутствие. Мы переживаем, потеряв грань, за которой живой легкий беспорядок становится хаосом.
Чувством гармонии обладает в той или иной степени каждый. Собственно, чувство музыкального слуха, меры, такта, ритма и так далее являются частными случаями чувства гармонии. Со-звучия природе. Вот и в саду, сознательно или нет, мы всегда копируем природу. Или идеализируем ее. Так, миксбордер создается по схеме опушки леса, рокарий – скального выхода.
Законы гармонии универсальны. Вышиваем ли мы салфетку, подбираем кожаные лоскутки для сумки или закладываем цветник – мы руководствуемся одними и теми же правилами. Меняются только условия их применения.
Когда всё получается как бы само собой, законы нам и не нужны. Потребность в них возникает в ответ на ощущение, что «что-то здесь не так». И встают два главных вопроса: что делать? и с чего начать?
Закон доминанты
Или, точнее, закон соподчинения и доминанты. Тема царя и его подданных. В любом художественном произведении есть главное и второстепенное. Любое действо разыгрывается в определенных декорациях. В саду это вертикали и горизонтали.
Планировка сада начинается именно с определения доминантных мест. Монотонность утомляет. Мы разбиваем ее вертикалями деревьев и пергол, яркими пятнами цветочных групп. Но и напряженность утомляет не меньше. Восклицательных знаков не должно быть слишком много. Планируя доминанту, следует учесть простое, но важное правило. Чем ярче пятно, тем больше должна быть вокруг него нейтральная территория. Размеры подбираются экспериментально.
Причем доминантой может быть и не самое дорогое, что у вас есть. У нас на участке, расположенном в зоне заказника, где запрещена посадка деревьев и кустарников, в роли доминанты успешно выступают самые заурядные подсолнухи. Все гости очень любят фотографироваться возле них.
К слову, в практике градостроительства на Руси доминантами всегда были церковные колокольни. Когда их снесли в двадцатые годы, Москва стала плоской, как сковородка, и разрушить эту пространственную монотонность были призваны сталинские высотки.
На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.
Закон квадрата
Это учет четырех сторон света. Север, юг, восток и запад вносят в наши пожелания и намерения свои довольно жесткие коррективы. Во-первых, существуют определенные биологические требования растений к условиям освещенности. Одни любят утреннее солнце, другие вечернее. С требованиями цветов придется смириться, ведь перевоспитать их невозможно. Головки к солнцу поворачивают не только подсолнухи. Учитывайте это, иначе может получиться так, что пышным цветением вашего клематиса любоваться будет сосед.
Во-вторых, один и тот же цвет в разных условиях смотрится совершенно по-разному. Белый мерцает в тени и светится из тумана. На ярком свету он теряет свою загадочность. Может выглядеть и просто некрасиво, если его много. Я видела прошлым летом большую клумбу белых петуний на фоне превосходного газона. Издали было полное ощущение пенопласта или неубранного снега (это в июле-то!).
А вообще яркое дневное солнце зрительно съедает нюансы, «пододвигая» цвет к боле
...ЕщёЗакон квадрата
Это учет четырех сторон света. Север, юг, восток и запад вносят в наши пожелания и намерения свои довольно жесткие коррективы. Во-первых, существуют определенные биологические требования растений к условиям освещенности. Одни любят утреннее солнце, другие вечернее. С требованиями цветов придется смириться, ведь перевоспитать их невозможно. Головки к солнцу поворачивают не только подсолнухи. Учитывайте это, иначе может получиться так, что пышным цветением вашего клематиса любоваться будет сосед.
Во-вторых, один и тот же цвет в разных условиях смотрится совершенно по-разному. Белый мерцает в тени и светится из тумана. На ярком свету он теряет свою загадочность. Может выглядеть и просто некрасиво, если его много. Я видела прошлым летом большую клумбу белых петуний на фоне превосходного газона. Издали было полное ощущение пенопласта или неубранного снега (это в июле-то!).
А вообще яркое дневное солнце зрительно съедает нюансы, «пододвигая» цвет к более примитивному спектральному (желтому, синему, красному). Поэтому клумбу на постоянном солнцепеке надежнее всего делать в желтой гамме, или хотя бы с преобладанием желтого цвета. Или красного. Только это очень утомительно для глаз. (Кстати, в полдень даже фотографировать не рекомендуется. Получится заведомо хуже, чем через три-четыре часа.)
Планируя цветник, нужно учитывать способность голубого цвета зрительно расширять пространство. Для хозяев маленьких участков «голубеющие дали» – это не поэтическая метафора, а прямое руководство к действию.
Другое – «лиловые сумерки». В спектре заката последним исчезает красный. Это физика. Поэтому запад участка просит красно-бордово-фиолетового цветового решения. С большими шапками белых цветов, которые будут тихо догорать в сгущающихся сумерках. Здесь же, если условия позволяют, лучше всего и устроить зону вечернего отдыха.
Про законы композиции и колористики, конечно, можно рассказывать еще долго и не один раз. Главное, на что бы хотелось обратить внимание читателей, заключается в простом факте: чем ближе замысленный ландшафт к дикой природе, тем легче нам не ошибиться в его воплощении. При всей нашей цивилизованности всё-таки мы остались детьми природы. Поэтому болотца, ручейки, лесные полянки, словом, всё, что она нам предлагает в качестве образца для подражания, воспринимаются нами так естественно и органично.
Закон круга
Первая четверть с добавлением белого дает оттенки от чайных роз до флоксов, вторая – от розовых тюльпанов до сиреневых виол. Третья и четвертая четверти представлены преимущественно в окраске листьев. Желающим понять, как устроен цвет, настоятельно советую посмешивать живые краски. Взять у детей или внуков гуашь и попробовать. Увлекательнейшее занятие!
Все цвета, содержащие желтый, называются теплыми. Все цвета, содержащие синий – холодными. Все цвета одной четверти называются родственными. Сочетание цветов одной четверти сколорировано идеально, но в клумбе смотрится скучновато. К нему нужна изысканная геометрия зелени и камней.
Все цвета одного полукруга называются родственно-контрастными. В примере на цветовой треугольник к белому и оранжевому третьим цветом не случайно был выбран родственно-контрастный фиолетовый, и не контрастный синий. На фото 4 голубые незабудки соседствуют с сиреневым флоксом растопыренным и сиреневатыми тюльпанами, которые в
...ЕщёЗакон круга
Первая четверть с добавлением белого дает оттенки от чайных роз до флоксов, вторая – от розовых тюльпанов до сиреневых виол. Третья и четвертая четверти представлены преимущественно в окраске листьев. Желающим понять, как устроен цвет, настоятельно советую посмешивать живые краски. Взять у детей или внуков гуашь и попробовать. Увлекательнейшее занятие!
Все цвета, содержащие желтый, называются теплыми. Все цвета, содержащие синий – холодными. Все цвета одной четверти называются родственными. Сочетание цветов одной четверти сколорировано идеально, но в клумбе смотрится скучновато. К нему нужна изысканная геометрия зелени и камней.
Все цвета одного полукруга называются родственно-контрастными. В примере на цветовой треугольник к белому и оранжевому третьим цветом не случайно был выбран родственно-контрастный фиолетовый, и не контрастный синий. На фото 4 голубые незабудки соседствуют с сиреневым флоксом растопыренным и сиреневатыми тюльпанами, которые в таком сочетании кажутся розовыми. Посмотрите на круг: взяты цвета второй и третьей четверти, сближенные по светлоте.
Цвета, находящиеся в противоположных четвертях, называются контрастными. Оказавшись рядом, они усиливают друг друга. Голубизну ваших хост подчеркнет что-нибудь оранжевое, цветущее поблизости. И наоборот, ярко-синяя лобелия зрительно превратит голубоватые листья в зеленые. Желтолистным растениям для проявления всей своей красы нужны лилово-сиреневые соседи. Кирпичная стена будет казаться краснее и ярче от соседства с ярко-зеленой листвой и зрительно потускнеет рядом с серебристой.
Кроме того, у каждого цвета есть две характеристики: светлота и насыщенность. Светлота – это отличие цвета от белого и черного, насыщенность – от ахроматического серого той же светлоты. Таким образом, мы имеем три контраста: по цвету, светлоте и насыщенности, каждый из которых вносит свою лепту в общее дело.
Светлотный контраст сильнее цветового. Попробуйте розовые тюльпаны заменить густо-малиновыми. Сколорированность останется, а настроение исчезнет. Клумба из розовых и синих петуний будет смотреться не столь пестро, как из белых и синих. Чем больше светлотный контраст, тем точнее, прицельнее должен быть рисунок пятна, потому что законы живописи вступают здесь в противоречие с законами графики.
Можно долго, по цветку, собирать нежно-розовую нюансную группу, а потом поблизости зацветет лихнис и в одночасье уничтожит все труды. К счастью, глаз – весьма несовершенный оптический прибор. Видит он в ширину всего градусов на тридцать, да и обманываться рад.
Предельно-насыщенные тона предназначены для акцентов и доминант. В большом количестве они создают излишнюю напряженность. А мы все-таки творим себе пространство для отдыха. Кстати, если розовая группа не удалась, можно либо добавить белых, которые сочетаются со всеми, либо посадить рядом что-нибудь яркое и более темное. Группа станет просто фоном.
Лучшие растения для смягчения всех контрастов имеют сизые или серебристые листья.
Закон простоты
Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств.
Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.
Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко.
Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.
Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеле
...ЕщёЗакон простоты
Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств.
Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.
Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко.
Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.
Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеленых комнат», о чем неоднократно писали все цветоводческие журналы. А японский садик устройте где-нибудь возле гаража, в невидимой зоне.
Столь же вредно смешивать разномастные камни и деревяшки. Из случайных, найденных в окрестностях или привезенных на участок друзьями, которые завершили свои проекты, создать что-нибудь приличное удастся вряд ли. Такой «вынужденный набор» подчеркнут скорее нашу бедность, чем фантазию. Хорошие камни приходится покупать, и в достаточном количестве.
Жесткая геометрия (круги, прямые и острые углы) создает излишнюю напряженность, как и всё то, что не встречается в дикой природе (например, валунчики одного размера, бусами лежащие по краю водоема. К тому же они зрительно съедают и без того небольшую площадь.)
Прямые параллельные линии также являются врагом художественного беспорядка. Тем большим, чем меньше размер участка. Четкий ряд одинаковых растений вдоль забора больше акцентирует его, чем маскирует. Дорожка от калитки до крыльца, проходящая поблизости от забора, смотрится особенно тягостно, если забор попытались закрыть зеленой стенкой. Простейший выход из положения – сделать дорожку извилистой, обыграв ее изгибы. Например, посадить кустик, который придется обходить. Или сделать дорожку переменной ширины за счет окружающих ее цветов. И не важно, что ходить вы будете все равно по прямой. А можно высадить плавно изогнувшейся линией настолько яркие цветы, что они возьмут на себя основную зрительную нагрузку.
Главное правило садовой геометрии гласит: кривая линия должна быть осмысленной. У нее должны быть начало, конец и логика. Об этом стоит вспоминать не только прокладывая по клумбе технологическую дорожку, но и высаживая весной рассаду. Кстати, располагать ранние бордюрные цветы непосредственно вдоль дорожки совершенно не обязательно, и, может быть, даже вредно. Они вполне могут поддерживать свою игру линий и пятен в глубине клумбы.
Закон треугольника
Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как
3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части. Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».
Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно
...ЕщёЗакон треугольника
Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как
3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части. Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».
Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно подобрать плитняк трех размеров в пропорции
8:5:3, чередуя большие камни со средними и маленькими. Это смотрится гораздо интереснее при тех же трудозатратах.Три вообще интересное число. Психологически оно вызывает у нас ощущение надежности. Треножник не шатается, в отличие от табурета на четырех ногах.
Попробуйте превратить в художественную форму два одинаковых предмета. Не важно, два дерева или два цветка. Без третьего вряд ли что-нибудь у вас получится. К двум цветкам в вазе потребуется как минимум красивая ветка и немножко чего-нибудь еще. Двум туям зрительно понадобится калитка или скамейка между ними. Два одинаковых куста проще разместить в разных углах и устроить два непохожих милых уголка, чем объединить их гармонично в одном месте.
Три цвета – желтый, красный, синий – дают нам всю цветовую гамму.
Вы только закладываете сад. Еще многое видится не совсем ясно, желания не приобрели четкие формы, а весна уже в разгаре, и хочется красоты и радости уже сейчас, а не через годы. Что посоветовать и тем и другим? Вспомните бабушкин палисадник с широко романтическим буйством ярких красок, упоительным и родным запахом лета! А сажала бабушка обычные летники, растения быстрорастущие, неприхотливые, с продолжительным цветением и очень дешевые. Обычные не значит банальные. Изящество, красота. Прелестный аромат — это все о них. Именно летники сделают в новом сезоне каждый участок сада обновленным и уникальным. С их помощью по новому зацветут старые миксбордеры, клумбы, рабатки, бордюры. Они украсят балкон, окна, привнесут особый шарм на альпийскую горку, создадут эффектные цветовые пятна под кустарниками и на газоне, заполнят пустые места. Высадив однолетние в декоративные контейнеры, Вы сможете оживить террасу, внутренний дворик, а срезанные для букета они украсят дом и порадуют друзей. Асс
...ЕщёВы только закладываете сад. Еще многое видится не совсем ясно, желания не приобрели четкие формы, а весна уже в разгаре, и хочется красоты и радости уже сейчас, а не через годы. Что посоветовать и тем и другим? Вспомните бабушкин палисадник с широко романтическим буйством ярких красок, упоительным и родным запахом лета! А сажала бабушка обычные летники, растения быстрорастущие, неприхотливые, с продолжительным цветением и очень дешевые. Обычные не значит банальные. Изящество, красота. Прелестный аромат — это все о них. Именно летники сделают в новом сезоне каждый участок сада обновленным и уникальным. С их помощью по новому зацветут старые миксбордеры, клумбы, рабатки, бордюры. Они украсят балкон, окна, привнесут особый шарм на альпийскую горку, создадут эффектные цветовые пятна под кустарниками и на газоне, заполнят пустые места. Высадив однолетние в декоративные контейнеры, Вы сможете оживить террасу, внутренний дворик, а срезанные для букета они украсят дом и порадуют друзей. Ассортимент летников разнообразен и расширяется с каждым годом. Так, на 1 кв. м. Вы можете высадить до 50 разных однолетних растений. Хорошо смотрятся сочетания разных оттенков одного цвета или, тех что на цветовом круге находятся по соседству. Если основной цвет клумбы синий, к нему подойдут сиренево розовые фиолетовые цвета разных видов шалфея, лаватеры, петунии, агератума и клеомы. Для красных сальвии, мака турецкого или вербены бонарской идеальной парой будут растения с желтыми и оранжевыми цветками, например: ноготки, эшшольция калифорнийская, лучистые бархатцы, ярко желтая рудбекия и санвиталия, львиный зев. Прекрасно смотрятся контрастные растения, когда цвет одного усиливает воздействие другого: желтый — фиолетовый, оранжевый — синий. Так, густолиловый шалфей мутовчатый хорошо сочетается с ярко-желтыми цветками львиного зева. И еще один совет! Во-первых, сажайте растения с таким расчетом, чтобы каждое могло показать себя. Например, космея хороша в больших цветочных грунтах, на заднем плане (высота растения от 50 до 150 в зависимости от сорта). Неприхотливая лавантера, растение высотой 60-120 см также используется для грунтовых посадок на фоне газона и в миксбордерах. А вот низкорослый агератум рекомендуется использовать для оформления бордюров, ковровых клумб, в грунтовых посадках на переднем плане цветников.
Во-вторых, постарайтесь создать гармоничное сочетание растений разной высоты. Композиции только из высоких или только низких растений однообразны и скучны. Вспомните театр где, ряды выстроены ярусами: один выше другого. Перенесите эту конструкцию в сад.
И последнее, о чем хочется сказать, это об аромате цветов. Если Вы хотите им наслаждаться в полной мере, посадите в своем саду левкои, резеду, гелиотроп, душистый горошек, ночную фиалку, душистый табак.
Цветник по правилам
В настоящее время, несмотря на ландшафтный бум, в озеленении частных участков цветники занимают относительно мало места. То есть цветы на участке, конечно же, растут, но вот правильная организация посадок в пространстве, как правило, отсутствует. Что такое рабатка, арабеска, клумба, знают многие, а воплощать их на своих участках почему-то не спешат.
Традиционное представление о том, что устройство и уход за цветниками очень сложны и требуют много времени и сил, не вполне соответствует действительности. Конечно, определенные знания нужны, но среди цветочных культур есть сложные для выращивания, а есть и неприхотливые, вполне доступные даже не слишком искусным садоводам. Преимущественно такие цветы и должны составлять основу цветника.
Чтобы не получить разочарования от своего творения, необходимо ознакомиться с биологическими особенностями растений, которые вы собираетесь использовать. Наиболее важная информация: отношение к свету и влаге, прод
...ЕщёЦветник по правилам
В настоящее время, несмотря на ландшафтный бум, в озеленении частных участков цветники занимают относительно мало места. То есть цветы на участке, конечно же, растут, но вот правильная организация посадок в пространстве, как правило, отсутствует. Что такое рабатка, арабеска, клумба, знают многие, а воплощать их на своих участках почему-то не спешат.
Традиционное представление о том, что устройство и уход за цветниками очень сложны и требуют много времени и сил, не вполне соответствует действительности. Конечно, определенные знания нужны, но среди цветочных культур есть сложные для выращивания, а есть и неприхотливые, вполне доступные даже не слишком искусным садоводам. Преимущественно такие цветы и должны составлять основу цветника.
Чтобы не получить разочарования от своего творения, необходимо ознакомиться с биологическими особенностями растений, которые вы собираетесь использовать. Наиболее важная информация: отношение к свету и влаге, продолжительность жизни, время цветения и сохранения зеленых частей растения (продолжительность вегетации), максимальные размеры во взрослом состоянии, совместимость с другими растениями, скорость разрастания.
В любом случае для цветника подбираются растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, условиям увлажнения и освещения. Быстро разрастающиеся растения не следует сажать рядом с медленно растущими. Вообще старайтесь избегать использования агрессивных растений, особенно в относительно небольших цветниках, отдавайте предпочтение культурам с умеренными темпами разрастания.
Количество растений
Иногда вызывает затруднение расчет количества растений, необходимого и достаточного для заполнения отведенного для цветника места. За некоторым исключением можно опираться на следующие данные. На 1 м2 достаточно 1-3 крупных и высокорослых растения, 5-7 – среднерослых и компактных, 7-11 – низкорослых, а почвопокровных растений на 1 м2 можно высадить 30-35 экземпляров. Чтобы цветник выглядел естественно, в одну группу принято высаживать нечетное число растений и желательно асимметрично, естественно, если это не регулярная клумба, но и в ней растения размещают в шахматном порядке. Ровные рядочки или окружности просматриваться не должны. Растения высаживают на таком расстоянии друг от друга, чтобы оставалось место для их роста.
План на бумаге
Отсутствие опыта в посадке цветников – не беда, попробуйте сначала разработать его на бумаге. Для этого перенесите размеры цветника в масштабе
1:10 или 1:5 на лист миллиметровой бумаги, очертите границы той ...ЕщёКоличество растений
Иногда вызывает затруднение расчет количества растений, необходимого и достаточного для заполнения отведенного для цветника места. За некоторым исключением можно опираться на следующие данные. На 1 м2 достаточно 1-3 крупных и высокорослых растения, 5-7 – среднерослых и компактных, 7-11 – низкорослых, а почвопокровных растений на 1 м2 можно высадить 30-35 экземпляров. Чтобы цветник выглядел естественно, в одну группу принято высаживать нечетное число растений и желательно асимметрично, естественно, если это не регулярная клумба, но и в ней растения размещают в шахматном порядке. Ровные рядочки или окружности просматриваться не должны. Растения высаживают на таком расстоянии друг от друга, чтобы оставалось место для их роста.
План на бумаге
Отсутствие опыта в посадке цветников – не беда, попробуйте сначала разработать его на бумаге. Для этого перенесите размеры цветника в масштабе
1:10 или 1:5 на лист миллиметровой бумаги, очертите границы той или иной культуры, раскрасьте цветными карандашами участки соответствующих растений, если потребуется, внесите поправки. Рассчитайте необходимое количество посадочного материала. Возможно, придется нарисовать несколько вариантов и выбрать из них наиболее интересный, который и будет воплощен в жизнь.Принцип подбора растений
Для тех, кто твердо решил самостоятельно разбить цветник, необходимо изначально сформулировать основной принцип подбора растений: будет ли это «сад непрерывного цветения», цветник определенной цветовой гаммы, коллекция сортов одной или нескольких культур. Вероятнее всего, что на участке найдется место и для красивого бордюра вдоль дорожки, и для клумбы перед домом, и для миксбордера у дальней беседки, и для коллекционного участка.
Выбор велик и полностью зависит от желания владельца сада. Но так или иначе еще до начала создания цветника вы неизбежно столкнетесь с необходимостью решения ряда задач. Какова будет цветовая гамма цветника, его форма и объем? Как будет меняться картина цветника в течение сезона? Какие растения войдет в состав цветника? Иными словами, необходимо подобрать ассортимент растений для цветника с заданными параметрами и в зависимости от занимаемой площади рассчитать необходимое количество растений.
Принцип подбора растений
Для тех, кто твердо решил самостоятельно разбить цветник, необходимо изначально сформулировать основной принцип подбора растений: будет ли это «сад непрерывного цветения», цветник определенной цветовой гаммы, коллекция сортов одной или нескольких культур. Вероятнее всего, что на участке найдется место и для красивого бордюра вдоль дорожки, и для клумбы перед домом, и для миксбордера у дальней беседки, и для коллекционного участка.
Выбор велик и полностью зависит от желания владельца сада. Но так или иначе еще до начала создания цветника вы неизбежно столкнетесь с необходимостью решения ряда задач. Какова будет цветовая гамма цветника, его форма и объем? Как будет меняться картина цветника в течение сезона? Какие растения войдет в состав цветника? Иными словами, необходимо подобрать ассортимент растений для цветника с заданными параметрами и в зависимости от занимаемой площади рассчитать необходимое количество растений.
Разбивка цветни
...ЕщёПринцип подбора растений
Для тех, кто твердо решил самостоятельно разбить цветник, необходимо изначально сформулировать основной принцип подбора растений: будет ли это «сад непрерывного цветения», цветник определенной цветовой гаммы, коллекция сортов одной или нескольких культур. Вероятнее всего, что на участке найдется место и для красивого бордюра вдоль дорожки, и для клумбы перед домом, и для миксбордера у дальней беседки, и для коллекционного участка.
Выбор велик и полностью зависит от желания владельца сада. Но так или иначе еще до начала создания цветника вы неизбежно столкнетесь с необходимостью решения ряда задач. Какова будет цветовая гамма цветника, его форма и объем? Как будет меняться картина цветника в течение сезона? Какие растения войдет в состав цветника? Иными словами, необходимо подобрать ассортимент растений для цветника с заданными параметрами и в зависимости от занимаемой площади рассчитать необходимое количество растений.
Разбивка цветника на местности
Разбивка цветника на местности начинается с обозначения его границ. Для этого по контуру цветника забиваются колышки, и на них натягивается шнур, дерн внутри контура снимают, выбирают оставшиеся корни. Почву перекапывают примерно на 30 см, крупные комья измельчают.
Если почва тяжелая глинистая, в нее добавляют компост или хороший перегной, песок, торф, немного золы или костной муки; если почва песчаная или супесчаная, необходимо добавить торф, компост и, по необходимости, суглинок. Из почвенной смеси формируют земляную подушку, возвышающуюся над уровнем дерна на 10 см (своеобразная грядка). Грунтовая смесь выравнивается и утрамбовывается.
После того как почвенная подушка сформирована, переходят к разбивке собственно посадок. Острым колышком на поверхности цветника намечаются границы размещения той или иной культуры, переходы между которыми должны быть плавными.
Не следует пересаживать старые растения на новое место большим кустом. Такие растения хуже приживаются, выбиваются из общей куртины цветника и в силу этого теряют свою декоративность.