Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения была передача его устным словом и примером. В первобытные и патриархальные времена иначе и быть не могло, поскольку тогда еще не было письменности. Но и в более поздние времена, когда письменность уже существовала, Моисей и все последующие пророки большей частью учили народ посредством живого слова и примера, а не письменами. Этот способ передачи откровения был понятен и доступен всем. Сам Господь Иисус Христос преподавал ученикам Свое Божественное учение не письмом, а словом и примером. Изначально этим же способом пользовались и апостолы. Однако и Моисей, и последующие пророки, и некоторые апостолы часть Откровения записывали. Впоследствии эти письмена вошли в состав Библии. И здесь может возникнуть вопрос: теперь, когда в качестве руководства мы имеем Священное Писание, не утратило ли свою значимость Священное Предание? Конечно, не утратило. Об этом, кстати, напоминает и само Священное Писание: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).
Протестанты сильно воюют против авторитетности и нужности Предания. Их лозунг в этой связи: «Только Писание». Отчасти такое отношение к Преданию было вызвано вопиющими злоупотреблениями в этой сфере со стороны римского папы и папистов. Однако же, вместо того, чтобы оградить себя от ложных римо-католических новшеств, то есть от местного римо-католического предания, протестанты оградили себя от Священного Предания Вселенской Церкви. Этим они поставили себя в оппозицию не какому-то там папе, а Истинному Главе Кафолической Церкви – Христу. Впрочем, они не остались вовсе без предания, сочинив, взамен Предания Апостольского, сотни тысяч томов лже-предания протестантского. Ну да Бог им Судья.
Свойства, по которым можно отличить истинное Священное Предание от местного римо-католического или же от самочинного протестантского суть следующие: древность (ведет происхождение от апостолов); повсюдность (исповедуется по всей территории, где живет истинная (то есть Православная) Церковь); всеобщность (исповедуется всеми истинно верующими чадами Церкви); соответствие Священному Писанию.
А для чего нам, православным, необходимо знание Предания? Ответим коротко, словами митрополита Филарета: «Для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» [2, с. 10]. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).
1. Соловьев И., прот. О Святой Библии и ее богодухновенности. М.: Изд. Паломник, 2001.
2. Святитель Филарет. Катихизис. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2005.
Нет комментариев