Есть в Беларуси храмы, на крутых берегах у слияния великих рек, есть, горделиво возвышающиеся на площадях городов, а есть храмы-крепости - свидетели великих исторических событий, кровавых битв, мужества защитников. Под их кров в неспокойные времена прибегали жители окрестных сёл, а ныне башни с бойницам зорко всматриваются вдаль, привлекая любителей старины, паломников и туристов.
Пять веков истории у храма-крепости Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка на Шчучинщине. Его еще называют Пречистенской Маломожейковской церковью. Почему у святыни как бы два расположения? Средства на постройку пожертовал подконюший Великого Княжества Литовского Шимко из рода Мацкевич - Шклёнских, поместье которого находилось в Малом Можейково. Деревня Мурованка появилась значительно позже, она, можно сказать, “прилепилась” к храму, а изначально церковь, как одинокий воин, возвышалась в поле.
Время постройки очерчено 1516-1542 годами, однако найденное тут древнее захоронение датировано 1469 годом с надписью “ Христов раб иерей Аврамий”. Возможно, первый храм появился еще в 15 столетии и был деревянным. На его месте затем построили каменный храм-мурованку - арихтектурный шедевр готическо- ренессансного стиля, напоминающий одновременно замок и цитадель. Он внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм был домом молитвы и крепостью, гарнизон которой героически оборонялся. Правда, однажды ему пришлось сдаться. В 1652 году Мурованка была повреждена и разграблена по время русско - польской войны.
Во время Северной войны, в 1706 году, войска Карла 12-го, двигавшиеся на Полтаву, по приказу короля обстреляли церковь, поразившую, его своим грозным видом. Эти “раны” еще долго оставались на стенах церкви.
После этого храм надолго пришел в запустение. Однако, в 1801 году император Александр Первый, побывав здесь и поразившись красотой архитектуры, приказал местному помещику Костровицкому начать его восстановление. Храм обновили только к 1822 году. А вскоре из униатского он стал православным.
Новый период в истории храма начался с приходом протоиерея Льва Савицкого, прослужившего в этом храме 63 года. С ним связано обретение местночтимой Волчинковской иконы Божией Матери.
По рассказам местных жителей, этот образ, "в серебряной ризе с изображением полукружия луны у подножия лика Богоматери", хранился в церкви деревни Волчинки. Отец Лев увидел храм совершено ветхим, под соломенной крышей. При нем были хозяйственные постройки, тоже ветхие, в которых хозяйничал арендатор помещика, владеющего землей, принадлежащей прежде церкви.
Вот что писал отец Лев в "Литовских епархиальных ведомостях":
"Упомянутая икона Божией Матери, вследствие особеннаго Промысла Божия, орудием коего была одна весьма больная женщина из ближайшей деревни, открывшая мне на исповеди о своем видении, будто какая-то чудная женщина, в убогом одеянии, явившись сказала ей: "Помолись иконе Божией Матери, что была прежде в часовне в Волчинках; а теперь в темном и смрадном месте, то выздоровеешь". Слова женщины заставили меня, не возвращаясь домой, отправиться к помещику с просьбою о выдаче иконы, взятой из Волчинковской часовни, указав при этом место, где она должна бы находиться; помещик отвечал, что у него никакой иконы нет, и для удостоверения, сам отправился в указываемое мною место, где ничего не найдено. Испытав еще несколько раз неудачу в розыскании иконы, я после того два года не обращался к помещику по этому делу, выжидая более благоприятного случая, который и не замедлил скоро представиться. По домашним обстоятельствам, помещик должен был свое имение отдать в аренду одному шляхтичу, у которого по частным слухам икона должна быть в амбаре.
Призвавши к себе двух самых ревностных прихожан, отправил их в это имение, под предлогом осмотра амбара, где и найдена была икона Божей Матери совершенно в таком виде, как описана она в документе.
Конечно, после этого, икона с ризою и епитрахилью взята была из амбара с подобающею честию в 1868 году, перенесена в храм и поставлена по левой стороне в углу иконостаса. Года на иконе не выставлено; находится только надпись: Иосиф и Екатерина Овсяны; по виду - икона весьма древняя".
Правда, впоследствии икона все же была вновь утеряна: в 1915 году при эвакуации церковная утварь была частично вывезена в неизвестном направлении. Однако, сохранилась фотография иконы, сделанная в 1907 году, по которой в наши дни иконописцем Андреем Косиковым написан новый список. Сейчас в храме находится Волчинковско-Мурованской образ Богородицы, который особо почитается у местных жителей и паломников, как чудотворный.
Эфир программы "Свет души: 14.12 в 7.30 на Первом национальном канале Белорусского радио.
Повтор 15.12 в 17.30 и 19.12 в 15.30 на канале "Культура".
/
sobor.by/
Комментарии 1