Содружество литературных проектов
Владимир КАРАГОДИН, историк, писатель,
Год выпуска: 2025
Выпуск: 2
Герой Сталинграда Всероссийский старец архимандрит Кирилл Павлов
В памятных датах Великой Отечественной войны особое место занимает 2 февраля — день освобождения Красной Армией Сталинграда, а Сталинградская битва по праву считается не просто величайшим сражением Второй мировой, но и тем событием, которое изменило ход истории: «Победа, изменившая мир» - как называется один из множества документальных фильмов о Сталинграде. И это не преувеличение, не поэтическая метафора. Беспримерный героизм Советского Солдата всколыхнул и поразил мир, вселил веру в народы всего мира в Победу над нацистским Апокалиптическим Зверем, поскольку миф о непобедимости Гитлера рухнул даже в самой Нацисткой Германии, где на него молились в буквальном значении — как на мессию немецкого народа. Улицы имени Сталинграда появились не только в Америке и Англии, но в самых разных уголках планеты. Казалось бы, столько книг написано об этом грандиозном сражении, в котором с обеих сторон участвовало более двух миллионов солдат, столько снято документальных и художественных фильмов, что и сказать уже нечего…
Но тем не менее Сталинградская битва и сегодня для внимательного взгляда исследователя на страницах своей летописи скрывает не мало тайн и загадок. Особенно в свете различных фальсификаций истории в период Хрущёвской диктатуры, когда под знамением борьбы со сталинизмом вымарывались и переписывались целые страницы нашей отечественной истории, а также уже в наше время, в Новейшей истории, когда под волнами либерального нигилизма отрицались неоспоримые факты и даже фундаментальные ценности Российской цивилизации.
За примерами далеко ходить не надо. В центре сегодняшнего города-миллионника на Волге, которому единожды в год возвращают память о том, что до эпохи диктатора и авантюриста Никиты Хрущёва он именовался Сталинградом, сияет своими куполами кафедральный собор в честь Казанской иконы Божьей Матери. Если вы попытаетесь найти о нём информацию на просторах интернета, то везде прочтёте одни и те же скупые данные: старейший собор Волгограда, построенный в 1896 году — и больше ничего. А ведь после Сталинградской битвы в городе на Волге не осталось ни одного уцелевшего здания. В том числе пострадал и собор, хотя стены его, израненные пулями и снарядами, чудом устояли. То есть, когда Википедия нам сообщает, что Казанский собор вновь открыл свои двери для верующих в 1947 году… это по сути означает следующее — что за каких-то два года Казанский собор отстроили заново! И не только отстроили — это только треть всех работ, треть от сметы строительства нового храма. Но и провели все необходимые внутренние работы, расписали храм изнутри, изготовили новый иконостас и завезли церковную утварь для совершения богослужений. Это же очевидные вещи! И как ни странно — ни один современный исследователь как бы не замечает этого.
Как очевидным и бесспорным является тот факт, что воздвигнуть такой великолепный собор в послевоенном Сталинграде, когда город лежал ещё в руинах, и остро не хватало средств на восстановления жизненно необходимой инфраструктуры, нельзя было без прямого указания самого — Иосифа Сталина, чьё имя и носил город до 1961 года. В церковной литературе можно даже найти информацию, что Казанский собор в Сталинграде был построен по личному прошению маршала Георгия Жукова и тех полководцев, кто брал участие в Сталинградской битве. Очевидно, что для такого строительства должны были быть очень веские причины, которые в то время были понятны всем горожанам, а поэтому и не вызывали вопросов у широких масс.
Что это за такие весомые факторы, побудившие сталинградцев на руинах своего города строить в первую очередь Казанский собор, мы сегодня можем найти в книгах писателей-фронтовиков схиигумена Моисея Боголюбова «Заступница Усердная», а также Архимандрита Наума Байбородина «О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне» и «Покров Божий над Россией». В частности, монахи-фронтовики повествуют, что Сталинград, как и Москва, и Ленинград, были спасены благодаря заступничеству Божией Матери. Этот город на Волге перед началом ожесточённых боёв также облетели на самолёте с Казанской иконой Богородицы, то есть совершили воздушный Крестный ход, а в самый сложный момент обороны Царица Небесная сама явилась защитникам города, укрепляя их на ратные подвиги, как об этом повествует монах-фронтовик и духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин) в своей книге «О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне»:
«Известно, что перед перед тем, как 19 ноября 1942 года заговорили дальнобойные орудия, недалеко от их позиций, на левом берегу Волги перед Казанским образом Божией Матери митрополитом Николаем (Ярушевичем), был отслужен молебен о «даровании русскому воинству победы на супротивныя»… Тогда же самолёт с Казанской иконой облетел Сталинград».
Конечно, можно к этим рассказам относиться как просто красивым легендам, плодам народного воображения… Вот только, когда по указу Верховного Главнокомандующего в подмосковном парке «Патриот» возвели храм-памятник Великой Победы в честь Воскресения Христова, где каждая деталь, каждая ступенька этого грандиозного храмового комплекса призвана увековечить подвиг русского народа в Великой Отечественной войне, среди множества картин и фресок, посвящённых воинской славе, достойное место занимает и Сталинградская тематика. Так на одной из мозаик Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации изображено «Явление Пресвятой Богородицы в Сталинграде» (автор мозаики - Василий Нестеренко). Необходимо ещё раз подчеркнуть, что при выборе тем и сюжетов Воскресенского собора в парке «Патриот» в первую очередь учитывалось мнение военных историков. Подробнее об этом можно узнать из книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Царица Небесная и Её покров над Россией».
Когда мы говорим о защитниках Сталинграда и их ратном подвиге, беспримерном героизме и жертвенности, то и здесь встречаемся с парадоксами и белыми пятнами истории. И в этом контексте, как ни странно это звучит, наиболее загадочной и таинственной, не разгаданной доныне личностью остаётся архимандрит Кирилл Павлов. В этой статье, собрав и проанализировав все доступные нам источники, мы проведём собственное расследование, чтобы пролить свет на тайну Дома Павлова в Сталинграде и военные тайны сержанта Ивана Павлова, который защищал Сталинград с первых дней его героической обороны, прошёл дорогами войны до Австрии и Японии, и почил глубоким старцем на 98-ом году жизни в Троице-Сергиевой Лавре, который был духовником трёх Патриархов и ныне известен православному миру как старец Кирилл — Всероссийский батюшка, на могилке которого до ныне каждый день собираются толпы паломников, в надеже на благодатную помощь праведника уже из блаженной вечности.
Это кажется невероятным, но это факт - даже сегодня среди многих учёных мужей, которые считают себя православными, есть немало тех, кто не знает о том, что архимандрит Кирилл в 1993 году, по случаю празднования 50-летия Сталинградской битвы, был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. Почему такое неведение? Старец никогда не одевал своих боевых орденов, а их у него было не мало. Поэтому, когда в 2019 году Троице-Сергиева Лавра выпустила настенный календарь к 100-летию архимандрита Кирилла Павлова, на котором возле портрета старца красовалась Звезда Героя, у многих это вызвало недоумение. Об этой награде старца и о том, как Золотая Звезда Героя Советского Союза нашла спустя полвека сержанта Ивана Павлова подробно говорится в книге Ольги Соколовой «Помощник преподобного Сергия», а также в документальном фильме с Патриархом Алексием II «Духовник всея Руси».
Почему же отец Кирилл так неохотно рассказывал о сталинградских страницах своей жизни, уходя от прямых вопросов, как бы скрывая некую тайну? Ведь многие монахи-фронтовики хотя бы раз в году, на 9 мая, надевали свои боевые награды и делились своими воспоминаниями. Вот и лаврский старец Наум Байбородин на одной из своих фотографий запечатлён с боевыми орденами.
Думается, здесь не только дело в глубоком смирении и скромности отца Кирилла, не только в том, что он как настоящий монах и воин Христов избегал славы человеческой. Ему и так прохода не давали. Когда он шёл по Лавре к Троицкому храму или на братскую трапезу, возле него тут же собиралось множество народа, чтобы просто взять благословения у благодатного батюшки… И если нам что-то и известно о сталинградском периоде жизни архимандрита Кирилла Павлова, то это в первую очередь благодаря усилиям и стараниям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это именно он взял старца с собой на юбилейные торжества 1993 года в Волгоград, где в местной студии телевидения был записан с отцом Кириллом специальный выпуск — как с участником боёв за Сталинград, где смиренный старец под перекрёстным огнём вопросов от Патриарха и ведущего программы должен был делиться своими воспоминаниями. Именно благодаря усилиям Патриарха Алексия спустя полвека после Сталинградской эпопеи Золотая Звезда Героя была вручена сержанту Ивану Павлову, тогда уже седовласому архимандриту Кириллу — за оборону Сталинграда. Как говорится в таких случаях: награда нашла своего героя. Именно по благословению Патриарха Алексия II тогда же было снято несколько документальных фильмов о лаврском духовнике Кирилле Павлове, а также записано несколько интервью. Наиболее полная беседа со старцем, которая длилась около часа, была записана на скрытую камеру, за трапезой, где смиренного и кроткого старца пытались разговорить архимандрит Алексий (тогда наместник Свято-Данилова монастыря) и епископ Феогност (тогда наместник Троице-Сергиевой Лавры), и надо признать, что им это плохо удалось: отец Кирилл охотно беседовал на разные темы, но, когда речь заходила о военных страницах его жизни, он уходил от ответов, переводя разговор в шутку. Поэтому историческую правду о военных годах архимандрита Кирилла Павлова мы восстанавливали по крупицам из разных источников.
Конечно же, главным и ключевым вопросом в биографии старца Кирилла, как, впрочем, и для восстановления исторической правды, является неразгаданная тайна Дома Павлова в Сталинграде. Неразгаданная, наверное, потому, что никому она не нужна — эта Правда, за которую никто не платит. Нашу гипотезу, которая построена в форме логического доказательства, мы начнём излагать от противоположного, от антитезы.
Сегодня каждый школьник из всё той же Википедии может узнать, что знаменитый Дом солдатской славы в Сталинграде защищал лейтенант Яков Павлов с группой своих бойцов… Но ради исторической правды необходимо сказать, что вплоть до эпохи Леонида Брежнева никто о лейтенанте Якове Павлове не слышал, а многих защитников этого дома-крепости после войны ждало забвение и даже общественная травля (о чём был снят документальный фильм). Сегодня, когда прослушиваешь архивные записи выступлений Якова Павлова, то не покидает странное ощущение, что он просто наизусть читает один и тот же заученный текст, без изменений и дополнений. Человек же, который воспоминает о реальных событиях своей жизни, которые он реально пережил, по законам психологии должен в каждый свой рассказ вносить какие-то дополнительные детали, а что-то наоборот — опускать. Вот именно такую природу воспоминаний мы и наблюдаем в рассказах о Сталинградской битве отца Кирилла Павлова. При этом бросается в глаза, что на прямой вопрос в лоб: «Батюшка, а это вы защищали Дом Павлова?» -- старец, хотя и уклоняется от прямого ответа, переводя беседу на другие моменты сталинградской тематики, но никогда и не отрицает этого факта! Зато он охотно рассказывает, как в одном из домов Сталинграда он нашёл потрёпанное Евангелие, которое и изменило всю его жизнь, он вновь обрёл то сокровище веры, которое у него было с детства от благочестивых родителей. Менее охотно старец рассказывал о тех мытарствах, которые ему пришлось претерпеть за то, что он отказался по религиозным причинам вступать в коммунистическую партию. Этот факт биографии отца Кирилла требует отдельного анализа. Итак, сержанту Ивану Павлу в возрасте 23 лет предложили вступить в ряды партии. Во-первых, в таком юном возрасте честь стать членом правящей партии практически никому не предлагали, надо было иметь выдающиеся заслуги перед страной, чтобы удостоится такой чести. Как правило, все наши высшие партийные чины до тридцати лет ходили в комсомольцах. Во-вторых, такая честь в столь юном возрасте автоматически обещала блистательную карьеру. Поэтому отказ сержанта Ивана Павлова и вызвал такую агрессивную ответную реакцию партийного руководства — это был вызов системе. Героя Сталинградской битвы не могли отправить в штрафбат, не могли наказать дисциплинарным взысканием — его просто отправили на героическую смерть, десантником в танковую роту. Попросту — автоматчик на танке, при танковой атаке шансов остаться в живых практически нет.
Когда новые десантники прибыли для продолжения службы в назначенную часть, то встречать их вышел сам начальник штаба. Прочитав распоряжение партийного руководства о боевом задании для сержанта Ивана Павлова и понимая, что сержанта отправили героически умереть, он прямо спросил у новоприбывших:
— За что его так?
— Да он из верующих! — ответил кто-то начальнику.
— Да у меня здесь половина таких будет! Так что мне — всех их на смерть посылать?
То ли новый начальник штаба узнал в сержанте Иване Павлове героя Сталинградской битвы, то ли он сам сочувствовал или даже относился с симпатией к верующим, но вместо того, чтобы послать молодого сержанта автоматчиком в танковую роту, как вспоминал уже седовласый старец Кирилл в беседе с архимандритом Алексием, его направили в совхоз возле Павлограда (ныне Днепропетровская область) - собирать урожай арбузов и дынь, где он усердно трудился почти целый месяц. По сути, новый начштаба отправил сержанта в заслуженный отпуск — поправить здоровье после госпиталя.
Если в своих интервью на телекамеры архимандрит Кирилл Павлов о Сталинградских баталиях был подчёркнуто немногословен, то в беседах со своими духовными чадами, особенно когда сам навещал их, путешествуя по Святой Руси, он часто вспоминал о том, как Промысел Божий хранил и спасал его от смерти на путях войны. Так, беседуя с монахиней Евфимией, старец вдруг начал вспоминать о тяжёлых боях осенью 1942 года: «Мы длительное время защищали один дом, отбивая атаку за атакой… И вот когда вместе со мной осталось в живых только трое солдат, патроны у нас закончились, и мы уже готовились встретить смерть. Находясь в таком состоянии, я взмолился ко Господу: «Боже, не страшно умереть, но обидно, что не выполнили боевое задание, и что враг прорвётся к Волге!» И как ответ на эту молитву, в одной из комнат дома мы нашли ящик с патронами. Так мы продержались ещё некоторое время, пока к нам не подоспело подкрепление».
Очевидно, а другого варианта попросту не может быть, здесь старец Кирилл рассказал подробности боёв за так называемый Дом Павлова. В этом контексте уместно привести цитату из книги Ольги Соколовой «Помощник преподобного Сергия», которая является наиболее полным жизнеописанием Всероссийского старца Кирилла Павлова:
«Одна пациентка профессора-кардиолога А. В. Недоступа, волжская уроженка Анна Буданова рассказывала, что на руинах Дома Павлова после боёв долго весела доска, на которой было написано чёрным карандашом: «В этом доме держали героическую оборону советские воины под командованием сержанта И. Д. Павлова» Доска эта долго висела под стеклом. Лишь через несколько лет её заменили на другую. Имя же Якова Павлова не было знакомо ни жителям, ни корреспондентам».
Я лично имел радость с отцом Кириллом Павловым встречаться четыре раза: дважды в Троице-Сергиевой Лавре — в келии старца, когда приезжали к нему с владыкой, и дважды в Переделкино, где была загородная резиденция Патриарха Московского. В последней своей беседе, которая состоялась в домике старца в Переделкино, я прямо спросил отца Кирилла:
— Батюшка, а это вы были тем самым сержантом Павловым, который защищал знаменитый дом в Сталинграде? Так утверждает в своей книге схиигумен Моисей. — Старец опустил глаза, несколько секунд выдержал паузу, так что мне даже стало неловко, что я своим вопросом смутил старца. Но, очевидно, после внутренней сердечной молитвы батюшка таким же спокойным и умиротворённым голосом мне ответил:
— Понимаете, сержант Иван Павлов умер! — так что мы с моим другом отцом Романом даже переглянулись от неожиданности, а старец продолжал: - Кода я принял монашество, я отрёкся от всей своей прежней мирской жизни и сегодня, кроме Господа моего Иисуса Христа и его Святого Евангелия, ничего не хочу знать! А о Сталинграде могу сказать одно, что там я нашёл Евангелие, с тех пор не разлучаюсь с ним до сего дня.
Слова настоящего монаха и воина Христова, который всех тех, кто обращался к нему за советом и молитвенной помощью, приводил не к себе, а ко Христу. Поэтому и сборник его проповедей, который неоднократно переиздавался Лаврой, называется теми евангельскими словами, которые старец особенно часто любил повторять, как опыт всей своей жизни: «Ищите прежде всего Царствия Небесного».
Необходимо подчеркнуть, хотя к старцу Кириллу обращалось множество народа из разных социальных слоёв, но батюшка особенно благоволил и проявлял отеческую заботу о монашествующих и военных. Так войсковой священник Николай Кравченко вспоминает, как в начале 90-х он впервые познакомился с архимандритом Кириллом. Будучи офицером, в те лихие и голодные 90-е годы Николай столкнулся с жизненными трудностями, так что даже думал выехать из России в Югославию, куда звали его друзья. Сомневаясь в правильности принятого решения, он и оказался в Троице-Сергиевой Лавре: «Тебе надо к старцу Кириллу!» -- сказали ему знакомые. И вот ранним утром шагает он по Лавре, а на встречу ему худенький монах, он и обрадовался:
— Отец, не знаете вы, где здесь старец Кирилл?
— Какой такой старец? — переспросил монах.
— Ну как какой? Братский духовник, прозорливый молитвенник, все к нему за советом обращаются! — повторяет заученные фразы офицер.
— Вы военный? — а Николай был в гражданском костюме. — Так вот, никакого старца Кирилла здесь нет! А есть просто старик Кирилл!
От такого неуважительного отношения к святому человеку Николай Кравченко даже покраснел от гнева и хотел было уйти от дерзкого монаха, но тот взял его за руку и повёл в Троицкий храм, как оказалось - к мощам преподобного Сергия Радонежского. Здесь он святым елеем от лампады над ракой Преподобного помазал чело и руки офицера, повторяя как, некую формулу, пророческие слова:
— Благословляю тебя на держание оружия — для защиты Отечества и народа! Запомни: для защиты Отечества и народа! А в Югославию тебе ехать не надо — ты скоро здесь пригодишься!
Растроганный от таких слов неизвестного монаха, Николай только и смог спросить:
— Батюшка, а как вас зовут? — на что услышал совершенно неожиданный ответ:
— Старик Кирилл…
Вскоре началась первая Чеченская война, где милость Божия хранила воина Николая Кравченко, так что домой он вернулся цел и невредим. А во вторую Чеченскую кампанию воин Николай, уже будучи священником, на фронте крестил наших ребят. Так сбылись слова архимандрита Кирилла Павлова: «Ты скоро здесь пригодишься!»
Этот рассказ военного священника Николая Кравченко вошёл в документальный фильм об архимандрите Кирилле Павлове «Духовник всея Руси», снятый в 2003 году по благословению Патриарха Алексия.
Можно было бы приводить сотни таких рассказов и примеров, когда молитва Старца помогала людям в самых различных жизненных ситуациях, подтверждая слова священного писания: «Много может молитва праведного». Об этой его благодатной помощи уже изданы целые тома книг-воспоминаний, но закончить эту статью хочется словами Святейшего Алексия II, которые кратко и ёмко характеризуют жизненный подвиг отца Кирилла Павлова. Этими словами Патриарха и начинается один из первых фильмов о Старце, с говорящим названием «Духовник всея Руси»:
«Архимандрит Кирилл — это человек, который имеет огромный жизненный и духовный опыт. И вот этим своим опытом он и делится с теми, кто приходит к нему, кто нуждается в его поддержке и его молитвенной помощи. Он — молитвенник, он молится за всех, кто обращается к нему со своими просьбами. Он прошёл большой жизненный путь, он воевал, начиная от Сталинграда. В послевоенные годы он пришёл в духовную семинарию, а затем и в академию, и стал монахом Троице-Сергиевой Лавры, а потом и братским духовником… И не только Троице-Сергиевой Лавры, но и огромного количества нашего российского духовенства, епископата, которые считают его своим духовником. Для меня лично отец Кирилл является образцом духовника, убелённого духовным опытом старца, который с большой любовью всегда относится к каждому, кто приходит к нему за советом, за поддержкой».
Духовную мудрость отец Кирилл черпал из Источника Живой воды Святого Евангелия. А ко всем, кто обращался к нему за советом, часто повторял слова, проверенные своей жизнью: «Есть такой духовный закон: Бог помогает тем, кто сам помогает другим». Из келии Старца никто не уходил не утешенным и без подарков на память: иконочка, книжечка, а порой и полная горсть конфет. Почил отец Кирилл 20 февраля 2017 года и погребён за алтарём Троицкого храма Лавры преподобного Сергия. Но и сегодня идут к нему люди, как к живому — за молитвенной поддержкой и благодатной помощью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев