за мысли вслух, уволил своего заместителя Бориса Дмитриевича Грубия
и отправил его вторым пилотом на Ил -86. Став пилотом гражданской авиации, я узнал, что опасность как и в тайге может подстеречь тебя в любой момент. На перроне, в штурманской, на метеостанции при подписи задания на вылет, к тебе мог подойти инспектор и проверить форму одежды, правильность заполнения полётной документации, да всё что ему взбредет в голову. Один из моих командиров Эрик Растошанский, в свою рабочую тетрадь даже вклеил фотографии всех инспекторов управления с их фамилиями и именами.
-Так, на всякий случай, -объяснял он.
- Как и училищный парикмахер Сережа, Ростошанский считал: лучше не доказывать свою правоту, лучше сказать - сказать: виноват, исправлюсь! Только в чём наша возможная вина,я не представлял. Недаром ходила такая шутка, что собственное мнение у лётчика появляется с выходом на пенсию. Пилотская кабина тесна, как в свое время был тесен и курсантский китель, окрик старшины был совсем не похож на те замечания, которые делали отцы-командиры в полётах, здесь все было жестче, небо ошибок не прощает. И всё для того, чтоб попасть в тесную, холодную кабину самолета, которая, как удав заглатывала нас и обещала через какое-то время выпустить назад.
Бывало той же зимой во время полёта передав управление второму пилоту, чтобы отогреть приходилось совать руки в унты. В холода руки примерзали к штурвалу, летом металлические тумблеры обжигали пальцы, после полётов на химработах лучше было не заходить в автобус, вокруг тебя образовывалась пустота, должно быть многие принимая тебя за больного, который сбежал из больницы. За любовь надо было платить. В маленьких аэропортах самому разгружать и загружать самолет, бегать по скользкому заснеженному крылу, чтобы заправить бензином или проверить хорошо ли закрыты горловины топливных баков. Оставаясь на ночевку, чтоб самолет не опрокинуло случайным ветром, крепили к земле тросами, сами снимали на ночь аккумулятор и заносили в теплое помещение, чтоб потом при запуске не крутить ручкой дружбы.
На Северах нас поджидали пронизывающие насквозь холодные метели, прожигающие до костей якутские морозы, после которых «Метель» Георгия Свиридова казалась верхом блаженства. За границу, кроме Монголии мы не летали, даже посмеивались, что курица - не птица, а Монголия - не заграница. Позже, я смеясь говорил, что состарился между Иркутском и Якутском.
Существует определение - небесный простор. Для летчиков его нет, всё происходило на крохотном кабинном пяточке, не считая нескольких шагов до туалета и обратно. Небо было экраном, а пилотская кабина, как камера, как капсула, в которую был помещен экипаж.. У лошади, впряженной в телегу тоже воли немного, но все же побольше, чем у воздушных извозчиков. Иногда я шутил, что там на высоте, существуют два солнышка, одно ходило по небу, другое заглядывало к нам в кабину в форме бортпроводницы. Она освещая нас своей улыбкой приносила завтрак, заваривала кофе и подавала на подносе курицу. ..
Основная трасса была вдоль Лены на Север. Я припоминал, что по ней во времена Российской империи была организована конная эстафета, от одной станции до другой. От той лошадиной эстафеты всё перешло к лётной, в те времена на промежуточных станциях коням давали овес, давали передохнуть- в наше время в промежуточных аэропортах, в самолетные баки заливали топливо, чистили, подметали, подогревали, а затем мы поднимали её в небо и летели до следующей остановки. Ну, естественно теперь уже при диспетчерской радиолокационной и спутниковой подмоге. А на земле, как всегда наш аэродромный маршрут был короток: столовая, гостиница, койка и так всегда...
Вечером в гостинице «Заря» от тех впечатлений и переживаний и разговоров о прошлых и настоящих делах в гражданской авиации, я не мог долго уснуть. А тут ещё, из динамика звучала песня:
Еще он не сшит, мой наряд подвенечный,
И хор в нашу честь не споет…
А время торопит — возница беспечный,
— И просятся кони в полет.
Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
Бубенчик не смолк под дугой!
Две вечных подруги — любовь и разлука
— Не ходят одна без другой.
Мы сами раскрыли ворота, мы сами
Счастливую тройку впрягли,
И вот уже что-то сияет пред нами,
Но что-то погасло вдали.
Поездка в Бугры - это для души, для встречи с тем же Володей Ермохиным.
Комментарии 20
Уважаемая Елена Волкова (Максимкина), здравствуйте! Обращаюсь к Вам без отчества, как к молодой и цветущей женщине! Не могу остаться равнодушным к статье Хайрюзова В.Н., «80 лет Бугурусланскому лётному..», в сопровождении россыпи (более 300 фото и видео сюжетов), собранными, созданными и оформленными очень чётко и по месту Вами-Еленой Волковой (Максимкиной)! К чему бы не прикасались Ваши руки , руки этой русской красавицы, всё вот также прекрасно и смотрится! Благодарность всем помощникам , кто был рядом с Еленой , создавая этот Золотой фонд выпускников! Самому же мне хочется сказать, что из 27 тысяч выпускников БЛУ ГА, огромное количество их выросли в руководителей нашей отрасли- кузница кадров МГА! А , 07. 09. 2010 года Евгений Новосёлов с экипажем с-та Ту-154 «Алроса» выполнил аварийную посадку на ВПП , принимавшую в своё время с-ты: Ан- 24, Ан-26. Ижма, как аэропорт входила в состав Печорского авиапредприятия, которым я
...ЕщёУважаемая Елена Волкова (Максимкина), здравствуйте! Обращаюсь к Вам без отчества, как к молодой и цветущей женщине! Не могу остаться равнодушным к статье Хайрюзова В.Н., «80 лет Бугурусланскому лётному..», в сопровождении россыпи (более 300 фото и видео сюжетов), собранными, созданными и оформленными очень чётко и по месту Вами-Еленой Волковой (Максимкиной)! К чему бы не прикасались Ваши руки , руки этой русской красавицы, всё вот также прекрасно и смотрится! Благодарность всем помощникам , кто был рядом с Еленой , создавая этот Золотой фонд выпускников! Самому же мне хочется сказать, что из 27 тысяч выпускников БЛУ ГА, огромное количество их выросли в руководителей нашей отрасли- кузница кадров МГА! А , 07. 09. 2010 года Евгений Новосёлов с экипажем с-та Ту-154 «Алроса» выполнил аварийную посадку на ВПП , принимавшую в своё время с-ты: Ан- 24, Ан-26. Ижма, как аэропорт входила в состав Печорского авиапредприятия, которым я имел честь руководить несколько лет. Леночка, спасибо Вам за Ваш очень нужный для потомков труд! Будьте здоровы, спите иногда, Вы, готовя этот материал к юбилею БЛУ ГА, вместе с Хайрюзовым В.Н.( я вечером 15 12 2020 его читал), а в полдень 16 12 2020 Вы его уже разместили с фотографиями в сетях. Вы настоящий друг авиаторов, Елена! С уважением, Виктор Савин.