Мы жители разрушенных городов Донецкой Народной Республики хорошо понимаем, в какое время живет наша страна, и пытаемся внести свой вклад в построение справедливого социального государства. Ради того, чтобы стать гражданами России, мы прошли огонь, боль и потери как материальные, так и человеческие. Многие наши земляки и родные остались погребенными в разрушенных войной населенных пунктах.
С начала проведения Специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики (ДНР) идут ожесточенные бои по освобождению населенных пунктов, временно оккупированных Украиной, входящих в состав ДНР. Все это время идет эвакуация населения из зоны боевых действий на территорию России. 78 населенных пунктов разрушены полностью и закрыты для гражданского населения. Вследствие этих событий люди остались без жилья и своего имущества, вынуждены проживать в пунктах временного проживания, на съёмных квартирах, у друзей и родственников. За все время проведения Специальной военной операции жители разрушенных населенных пунктов не получили никакой социальной поддержки в области обеспечения жильем так как во всех законодательных актах ДНР социальная помощь предусматривается при наличии акта, составленного специальной комиссией по определению размеров разрушений и нанесения ущерба, которая формируется администрацией конкретного населенного пункта. Так как на текущий момент все 78 населенных пункта закрыты и доступ к разрушенным объектам гражданской администрации невозможен, то такие администрации просто отсутствуют и никаких актов о степени разрушений составить не представляется возможным, в результате чего жители этих населенных пунктов более двух лет остаются без федеральной и региональной поддержки.
Кроме того, существующие законодательные акты, направленные на социальную поддержку населения пострадавшего в зоне военных действий, сильно ущемляют права собственности граждан Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22. 12.2023г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в Приложении 4 устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам в целях СОФИНАНСИРОВАНИЯ расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате боевых действий, а также утративших имущество первой необходимости в результате военных действий, в рамках федерального проекта «Восстановление (создание) инфраструктуры и содействие экономическому развитию Донецкой Народной Республики. В Правилах, утвержденных в Приложении 4 вышеуказанного Постановления указано, что размер потребности субъекта Российской Федерации в субсидии на цели, предусмотренные настоящими Правилами, рассчитывается в отношении:
а) жилых помещений в составе многоквартирного дома - исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра – на семью из двух человек и по 18 кв. метров – на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения при условии полного отчуждения всей площади недвижимости;
б) объектов индивидуального жилищного строительства – исходя из фактической площади утраченного объекта при условии отчуждения земли, на которой находится утраченный объект недвижимости и принадлежащий гражданину на правах собственности.
Такие же требования прописаны в Постановлении 61-1 от 07.08.2023г. «О реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате боевых действий, а также утративших имущество первой необходимости в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики».
При этом, хотя в Постановлении и прописан источник финансирования из федерального и регионального бюджетов, размер компенсационных выплат за разрушенное жилье и утраченное имущество не отличается от размера, прописанного в Постановлении Правительства РФ № 2255 от 22.12.2023г. – 45 000.00 рублей за кв.м разрушенного жилья и 100 000.00 рублей за утраченное имущество. Таким образом, в региональный бюджет средства на данные компенсационные выплаты не заложены и размер этих выплат зависит только от финансовых возможностей федерального бюджета.
Требования отказа от своей недвижимости и земли, находящихся в собственности, в полном объёме для получения компенсации нарушают права граждан Российской Федерации в области нерушимости прав собственности, которое гарантировано 35 статьей Конституции РФ. Согласно положениям Гражданского кодекса, принудительное изъятие/отчуждение у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд). Гражданский кодекс РФ содержит положения, регламентирующие общий порядок такого изъятия (статьи 235, 239.2, 279 – 286 ГК РФ). Соответствующие нормы есть в Земельном кодексе (глава VII.1) и Жилищном кодексе (статья 32).
Применение Постановления Правительства РФ от 22. 12.2023г и Постановления Правительства Донецкой Народной Республики № 61-1 от 07.08.2023г. граждане России, проживающие в ДНР, лишаются не только своей собственности, но и получат минимальную компенсацию, на которую не смогут приобрести для себя жилье. Но и эти выплаты жители разрушенных населенных пунктов не могут получить более двух лет из-за отсутствия администраций и комиссий, которые должны зафиксировать и подтвердить разрушение жилья и утраты имущества.
Также 29.07.2022г. на Вашей встрече с Заместителем Председателя Правительства Маратом Хуснуллиным прозвучало предложение распространить опыт выдачи жилищных сертификатов взамен утраченного жилья в ходе боевых действий на новые регионы, в том числе и на ДНР для тех, кто не хочет или не может ждать восстановления или строительства жилья в своих населенных пунктах. Вы дали поручение проработать этот вопрос, но так с тех пор никто из жителей полностью разрушенных населенных пунктов не получил предложения получить компенсацию за разрушенное жилье в виде жилищного сертификата.
Отсутствие акта о масштабах разрушения населенных пунктов лишает жителей разрушенных населенных пунктов возможности быть признанными нуждающимися в жилье и стать на учет как нуждающиеся в жилье. В Законе Донецкой Народной Республики от 18.12.2024г. № 141-РЗ «О поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики», который определяет дополнительные гарантии в натуральном виде, также для требуется акт о разрушениях для предоставления компенсационного жилья из жилищного фонда Донецкой Народной Республики или постановки на очередь в случае отсутствия такого жилья в фонде.
Отдельно стоит вопрос о гражданах Российской Федерации, которые после эвакуации из зон ведения боевых действий, не дожидаясь помощи от государства, собрав последние средства, начали решать свои жилищные вопросы самостоятельно путем приобретения жилья в ипотеку и далеко не под льготные 2% годовых. Пытаясь самостоятельно обеспечить своих детей и стариков жильем пригодным для проживания, эти граждане на основании действующего законодательства лишились права на получение компенсационных выплат за разрушенное жилье и утраченное имущество. Таким образом, они вынуждены будут длительное время выплачивать ипотеку и не смогут претендовать на компенсационные выплаты, которые смогли бы снизить долговую нагрузку на бюджет семьи.
Еще хуже обстоит дело с гражданами России, самыми социально незащищенными такими как одинокие пенсионеры, инвалиды, лежачие больные, размещенные в пунктах временного размещения ДНР и не имеющие ни средств, ни возможности снимать жилье. Такое понятие как компенсация за поднаем жилья в законодательстве просто отсутствует. Кроме того недавно вышел Указ Главы ДНР № 664 от 06.12.2024 «О внесении изменений в Указ временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 18 сентября 2023г. № 346 «О некоторых вопросах По временному размещению лиц, прибывших в экстренном массовом порядке на территорию Донецкой Народной Республики, в пунктах временного размещения», п.7.1., где определен срок временного размещения и социально-бытового обустройства граждан, вынужденно покинувших жилые помещения и прибывших на территорию Донецкой Народной Республики в экстренном порядке, в ПВР не более 6 месяцев со дня размещения таких граждан в ПВР. Никаких программ расселения таких граждан нет, актов о разрушении их жилья нет и куда они должны переселиться никто не объясняет. Просто розданы уведомления со ссылкой на Указ и все. Постояльцы пунктов временных размещений тихо умирают от старости, болезней и ранений, так и не дождавшись помощи от государства.
Все слышали какие жесточайшие бои шли в Соледаре, Артемовске (Бахмут), Клещеевка, Красное Село. На данный момент идут жесточайшие бои в Часов-Яре, Северске. Все населенные пункты разрушены до основания, а жители ждут нашей Победы, ютясь в пунктах временного размещения и съемным квартирам, надеясь когда-то вернуться на родную землю, где они родились и выросли, где похоронены их предки.
Но больше всего нас убивают не лишения и невзгоды, больше всего нас убивает чиновничий беспредел, равнодушие, откровенное хамство, не желание понять наши проблемы, помочь и разъяснить. Чаще всего получаешь холодный ответ «НЕТ» и «НЕПОЛОЖЕНО». И остаемся мы с этими проблемами один на один, идем в суды доказывать свою правоту и выбивать причитающееся нам через суды. А суды и адвокаты очень дорогостоящее удовольствие, особенно для людей, живущих на пенсию, пособия и мизерные доходы.
С 01.01.2025г. вступил в силу Закон «О бесплатной юридической помощи в Донецкой Народной Республики» № 111-РЗ от 08.10.2024г., согласно которого должны быть опубликованы реестр бесплатных адвокатов, номер горячей линии и должны быть созданы Государственные юридические бюро. По настоящее время ничего этого нет и люди, не имеющие материальной возможности, просто смиряются с несправедливостью в отношении них.
На основании вышеизложенного обращаемся к вам с просьбой помочь нам с решением следующих вопросов:
1. Принятие данных аэрофотосъемки как основание для составления актов разрушения недвижимости и уничтожения имущества первой необходимости в населенных пунктах подвергшимся полному разрушению и закрытых для гражданских лиц. Это позволит составить акты о разрушении жилой недвижимости и утраченного имущества первой необходимости не дожидаясь разминирования населенных пунктов и открытия их для гражданских лиц. Наличие актов даст возможность жителям разрушенных населенных пунктов получить компенсацию за разрушенное жилье и утраченное имущество и самостоятельно решать свои жилищные и бытовые вопросы.
2. Внедрить государственную программу по выдаче жилищных сертификатов на территории полностью разрушенных населенных пунктов Донецкой Народной Республики, с возможностью реализации этих сертификатов за пределами ДНР. Это расширит компенсационный инструментарий и даст право выбора в решении жилищных вопросов.
3. Установить справедливую цену компенсационной выплаты за 100% общей площади разрушенного жилья в многоквартирном доме, находящегося в собственности гражданина Российской Федерации, а также установить справедливую цену компенсации за землю, на которой находится разрушенный индивидуальный дом и принадлежит гражданину Российской Федерации на правах собственности.
Изменение размера и принципов выплаты компенсации за разрушенное жилье позволит жителям разрушенных населенных пунктов самостоятельно приобрести недвижимость, уменьшить очередь претендующих на компенсационное жилье, освободить места в пунктах временного размещения, принять участие в программе ипотечного кредитования и таким образом снять социальную нагрузку администрации Донецкой Народной Республики по обеспечению граждан жилыми помещениями.
4. Распространить программу льготного ипотечное кредитование на вторичное жилье. Это позволит сократить количество пустующих квартир на вторичном рынке и произвести ремонт самостоятельно.
5. Включить граждан, взявших ипотечные кредиты после 24.02.2022г. и имеющих на момент получения компенсации за разрушенное жилье и утраченное имущество другое жилье более 33 кв.м пригодное для жизни, в список претендентов на компенсационные выплаты за разрушенное жилье и утраченное имущество. Это позволит гражданам своими силами решать жилищные вопросы, увеличит спрос на ипотеку, так как эти компенсационные выплаты смогут снизить ипотечную нагрузку на бюджет семьи в будущем.
6. Увеличить сумму компенсации за утраченное имущество первой необходимости. В условиях инфляции и отсутствия достаточного предложения и высокой стоимости доставки установленная на данный момент сумма не покрывает расходы на приобретение предметов первой необходимости, перечисленных в утвержденном перечне.
7. Разработать и внедрить компенсационные выплаты за съем жилья жителям полностью разрушенных населенных пунктов вынужденных снимать жилье в Донецкой Народной Республике и других регионах Российской Федерации как собственникам разрушенного жилья, так и гражданам, проживавшим в жилом помещении по социальному найму. Это позволит освободить места в пунктах временного размещения, снизит расходы на содержание постояльцев этих пунктов и содержание самих пунктов временного размещения, позволит гражданам, которые хотят вернуться в свои населенные пункты или рассчитывают получить компенсационное жилье на правах собственности или социального найма, ждать восстановления или строительства компенсационного жилья в своих населенных пунктах. Снизит социальную напряженность в связи с большими разрушениями и нехваткой жилья в Донецкой Народной Республике.
8. Разработать и внедрить дистанционный прием документов и заявлений на получение компенсации за разрушенное жилье и утраченное имущество через отделения МФЦ или портал Госуслуги. Дистанционная подача документов и заявлений на получение компенсации за разрушенное жилье и утраченное имущество через отделения МФЦ или портал Госуслуги позволит жителям разрушенных населенных пунктов, находящихся в отдаленных регионах России и не имеющих возможности в силу возраста, здоровья или материального положения проделать длинный и дорогостоящий путь в места приема документов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики. Таким образом они лишаются права реализовать свои права на получение компенсации. К тому же это сократит административные расходы на содержание персонала и аренду и обслуживание помещений, выделенных для осуществления приема документов и заявлений.
9. Распространить опыт экстерриториальной постановки на кадастровый учет и подтверждения прав собственности в Росреестре недвижимости присоединенных регионов хотя бы на областные центры других регионов. На сегодняшний день отдельные МФЦ принимают на кадастровый учет и подтверждения прав собственности в Москве и Московской области, в Ростове-на-Дону и Ростовской области, Санкт-Петербурге. Наши земляки, которые попали за Урал и далее просто не в состоянии приехать в вышеуказанные города. Тем более, что процедура учета и принятия решения занимает много времени.
Положительное решение по пп.1-5 позволит людям разрушенных городов решить не только жилищные проблемы, но и решить вопросы с регистрацией по месту жительства, что поможет им быстрее социализироваться в выбранных местах постоянного проживания. В этом случае мы сможем реализовать свои социальные права такие как:· получение пенсионного обеспечения по месту регистрации и получения региональной социальной доплаты до прожиточного минимума лиц, имеющих право на социальные пенсии и пособия;
· получения региональных социальных пакетов;
· постановка на воинский учет;
· получения регистрации несовершеннолетних по месту регистрации их родителей;
· постановки на учет личного автотранспорта;
· налогового учета индивидуальных и частных предпринимателей;
· официально трудоустроиться или устроить ребенка в детское учреждение;
· получение пособий на детей;
· получение региональных льгот многодетным семьям;
· получения в некоторых регионах всех доступных видов медицинского обслуживания и льготных лекарств; и многие другие права и обязанности граждан Российской Федерации.
Все наши обращения к республиканским властям остаются без ответа или отделываются ничем не значащими отписками. При проведении прямых линий либо не дозвонишься, либо услышав название города, отключаются. Встречи с руководством ДНР добиться невозможно. Придумывают всякого рода распоряжения, чтобы усложнить получение социальной и гуманитарной помощи. Чтобы получить минимальный продуктовый набор, нужно собрать с десяток справок. Могут отказать в принятии документов на компенсацию или в пособии ребенку, если в российском паспорте в месте регистрации стоит название населенного пункта получившее новое название после 11 мая 2014г. Все разъяснения, которые дают различные центральные органы такие как ГУ УФМС МВД России просто игнорируются и продолжают выставлять невыполнимые требования. Мы устали от этой неопределенности, непонимания, неизвестности и безнадежности.
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы постоянно отмечаете, что в нашем обществе очень высокий запрос на справедливость. Мы очень надеемся, что справедливость относится и к нам.
С Уважением.
Ребята, собираем подписи к письму президенту. Кто согласен, пишите данные @Nataly55T
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 64
Подписывайтесь под письмом
и пусть все, кто согласен с этим в вашем ПВР, передадут данные.
Стучите и вам откроют.
Закроют дверь, а мы в окно.
Под лежачий камень, вода не течёт. А капля воды и камень точит !!!!
Сегодня другие. Работают за " бабло". Ровно столько за сколько платят.
Усё и то без напряга и энтузиазма. "Спустя рукава"
В каком объёме, эта помощь
Адрес скиньте пожалуйста
Никому ничего не дают