Возлюбленные о Господе верные чада!
В нынешние тяжкие времена много расставляется нам сетей вражиих, удерживающих нас от вступления на путь спасения и удаляющих от сей блаженной цели. Особенно это опасно для тех, кто еще не приобрел должного духовного опыта, но уже ощутил в своей душе внутреннее тяготение к святыням Православия. Сегодня большое количество молодежи, а равно и пожилых людей, с надеждой и упованием ищут в вере вразумления и утешения в скорбях. Но здесь-то и начинается то духовное испытание, которое неизбежно переживает всякий человек, искренне жаждущий найти спасительную истину.
Казалось бы, нечего долго сомневаться и размышлять — пойди в любой православный храм, и там ты обретешь искомое, получишь все потребные указания на пути истинно христианской жизни и духовного совершенствования. Но — увы! — человек грешен, немощен и склонен к беспорядочному умствованию и суемудрию. Уклоняясь с правого пути, он удаляется от истины и попадает в сети врага.
От такой опасности я — по долгу своего архипастырского служения и велению христианской совести — желаю предупредить всех, готовых выслушать мое увещевание: верных церковных чад и тех, кто только ищет свою дорогу в храм.
Сегодня безмерно расплодились ложные вероучения и сектантские сообщества, безрассудно и своенравно рассуждающие о вопросах для них недоступных — о Боге, о спасении души, о правилах благочестивой жизни. Молю вас, блюдитесь, дабы не увлечься этим, будьте осторожны и бдительны, памятуя, сколь пагубно может повлиять на душевное здравие общение с подобными обществами.
Вера есть дело несомненно благое. «Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11:6),— поучает нас святой первоверховный апостол Павел. Но вера эта должна быть правой и непорочной, то есть точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал св. апостолам и Церкви Своей.
Именно в такой вере полно и без всяких искажений заключены догматическое учение христианства и правила жизни духовной, подвижнической — то есть, все то, что служит для вечного спасения. Именно такую Православную веру заповедал Христос Своим ученикам, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28: 19—21). Именно эта единственно спасительная, святая вера — вера апостольская, вера отеческая — утвердила Вселенную и посрамила все попытки диавольские воспрепятствовать Божественному Домостроительству человеческого спасения.
Самым кратким и удовлетворительным образом изложена она в Никее-Царьградском Символе веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем в наших храмах за Литургией. Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми.
Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии — в тесное общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно.
От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего — от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений — кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений; от вер хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от ее первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпадшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 году, протестантизм, отколовшийся от католичества в XVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным.
Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: баптистов и пятидесятников, адвентистов седьмого дня и «свидетелей Иеговы», меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого братства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т. д. и т. п.
Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противоборствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни.
Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.
—------------------------------------
О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской Православной Церкви
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные чада! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. «Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид» (Притч.23:32). По словам Св. Ап. Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «…Не обманывайтесь: …ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (I Кор. 6:10).
Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ — таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития. Борьба с таким пороком — дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим сегодня нам настоятельно необходимо разъяснение — каковы благодатные, церковные меры борьбы с подобным злом. Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля, и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: «…Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя…» (Мф. 9:22).
Личные усилия молящегося Русская Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. При этом средства в борьбе с пьянством были различны, и прежде всего — литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.
Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.
Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют его духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием истинного исцеления от порока пьянства…
Первые церковные общества трезвости появились в 1858 году. Позднее, в 1889 году, Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое общество имело свой устав, утвержденный местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на Кресте и Евангелии Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.
В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других — собственноручно писал заявление такого, например, содержания: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно и неизменно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям онаго»; или: «Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжении (время обозначается) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера другим в этом же отношении».
В общества трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года и на всю жизнь. В церковно-приходских братствах прием происходил обычно в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось «о здравии» в праздники на ектинье. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору; в некоторых обществах — денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.
30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали 151 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». По воскресным дням служился молебен св. блгв. вел. кн. Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют данное обещание трезвенники, и сообщения им тех или иных сведений об обществе из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества Александра Рождественского о состоянии дел.
Каждому члену при вступлении выдавался особый «священный лист трезвости» — как видимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во все продолжение времени зарока он должен был хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания ни под какими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и т. п. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к своему религиозному долгу, к делу святому, благому и богоугодному.
Вот еще некоторые примеры обязанностей члена общества:
«Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Тайн.
Каждый должен наблюдать друг за другом и немедленно объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.
Всегда помни,— гласило наставление,— что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще больше осуждения.
Когда на тебя найдет помысел или желание пьянства, то читай Св. Евангелие или молитву Иисусову. Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви — думай так: Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал — как оскорблю Тебя грешным пьянством! Плакать надо, а не пьянствовать. Видишь землю — думай: и я когда-нибудь в нее пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят.
Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший окажет раскаяние и сожаление о своем поступке, то после согласия всех членов общества может быть снова принят в него».
Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому.
«Всегда держи в памяти слова Ап. Павла о том, что мы должны «друг друга тяготы нести». Видишь, что твой брат, трезвенник, в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь,— гласило одно из правил Общества.— Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого «гонят и преследуют на земле», ожидает «великая мзда на небесах». Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику».
Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства.
Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью? Дело в том, что ныне многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю еще раз: молитва и пост, воздержание и покаяние — действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой — единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие — и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью.
Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства — медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II как ее первоиерарха, мое — как правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии принадлежит лишь тем способам, которые низводят в душу страждущего грешника Божественную благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих. И дай нам Бог всем соде-латься причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.
----------------------------------—
Проповеди и поучения митрополита Иоанна (Снычева)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1