Свт. Феофан Затворник - тем, кто желает «составлять веселый пир на всю жизнь, или …строить на земле храм счастия»:
«А наши утешники и удовольственники … По их мнению, всякое стеснение и всякая преграда утехам есть насилие природе человека и противно воле Божией. Что воле Божией оно непротивно, я сказал в начале, ибо Господь заповедал идти тесным путем, а что в этом нет стеснения природе человека, уразумеете из следующаго.
Когда человек пал, то не только стал ниже своего назначения, но и принял в себя некоторые чуждые его природе начала, как бы семена всякого исходящего зла. Стало быть, в человеке падшем надо различать то, что свойственно его природе, от того, что несвойственно ей, хотя тоже есть в человеке. Все стеснительные правила и меры, предписываемые и устрояемые Господом, направляются исключительно против сих пришлых злых семян, чтоб подавить их, заглушить и тем дать свободу истинной человеческой природе.
Так, стеснения — не насилие природы, а благодетельное пособие ей. Они тоже, что операция для отрезания вредного члена или пластырь, вытягивающий вредную материю. Природа наша в плену. Господь, стеснением пленивших, хочет высвободить ее, а мы кричим: не трогай, не тесни! и таким образом, вместо того, чтоб за себя стоять, наветуем на себя.
Утешники-то ведь жалкие люди — пропащие! Не то, чтоб уж никакое утешение не было уместно в жизни; да приемлем все со благодарением от руки Господней; но то, что гоняться за ними не следует, тем менее поставлять их главною целию жизни и еще менее восставать против всякого стеснительного предписания, и знать не хотя того, что оно предписано Самим Господом.
В последнем, кроме непонимания дела, видно даже Богоборство. Вот оно куда зашло, дело-то! А они все легко думают. Да теперь пока еще ничего. Что на том свете будет?! Будет же там теснота и — против воли, теснота горькая и безотрадная, ибо бесполезная! Господи, помилуй и спаси нас!»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1