Не усвояйте потому других правил жизни, кроме тех, кои заповедует святая вера, не двигайтесь Другого довольства и счастия, кроме того, которое совместно с христианством, не ищите других порядков и форм государственной жизни, кроме тех, кои вытекают из духа Христова
У нас, например, инде бывает, что святых постов не соблюдают, брака не считают святым и не соблюдают законов его; монашества чуждаются и хотели бы упразднить его, не святят дня Господня и святых праздников, обращая их в гульбища, срамные утехи и прочее тому подобное.
Порядок Божий требует, чтоб мы трудились до поту, устрояя свой быт и благоприятное нам течение дел наших, а успеха трудов своих ожидали единственно от благословения Божия. Бог не станет нам помогать, если не станем трудится — но и труд наш один не приведет к желаемому концу, если не низойдет к нему высшая помощь и, особенно, если сам он будет Не по Богу.
Сего ради всякое дело по закону благочестивой жизни начинается прошением у Бога и оканчивается благодарением Ему, и вся жизнь у людей, блюдущих сей порядок во всех видах и исходах ее, переполнена бывает церковными молитвованиями и порядками.
Так жили предки наши! Так по большей части живут люди степенные и доселе!
Но между тем нельзя не видеть, что молитвословие и церковность начали быть вытесняемы из круга жизни нашей.
Многие живут и действуют так, как бы для них не было Господа и Святой Церкви Его.
Это звено что надо обращаться к Богу и в молитвах Церкви искать себе покрова и помощи, выпало у них из ума, из цепи их соображений и помышлений. Они не стесняются тем, что то или другое дело может стать в противоречие с правилами благочестия.
Оттого идут в театр, когда надо бы идти в церковь; учреждают гулянья с шумом и музыкой во время церковных служб, и даже близ церкви, отвлекая от нее простодушных и развлекая в ней желающих благочествовать;
торговые дни назначают в воскресные и праздничные дни и шатаются по рынкам, когда б следовало предаваться молитве и богоугодным занятиям.
Идут мимо церкви и не молятся оттого, что не помнят о ней: голова не тем занята.
Входя в домы, не обращаются к иконам, не полагают крестного знамения и домохозяев приветствуют не по-христиански.
Да и иконы из домов повынесли, как молоканы. Есть даже такие, кои не считают долгом крестить детей своих.
Довольно указанных случаев, чтобы увериться, что начали прокрадываться к нам обычаи, обличающие в приемлющих их богозабвение то горестное настроение ума и сердца, по коему сами собою хотят устроять свое благоденствие и счастие.
И это не пройдет нам даром, если не опомнимся и дадим все более и более расширяться гордыням нашим.
Святитель Феофан Затворник.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1