Церковь чтит память святителя Филарета,митрополита Московского,который безмерно много,по милости Божией
соделал для утверждения православия в первой половине 19 века.
Предлагаю вам отрывок из моей книги "Небесные блики.Вера в жизни и стихах русских поэтов от Ломоносова до Ахматовой."
Привожу ответ митрополита на стихотворение Пушкина,начинающееся строками: " Дар напрасный,дар случайный,
Жизнь зачем ты мне дана?..."
***
Вере в Бога неизменно предшествует поиск смыс-
ла жизни: откуда я пришел, зачем я живу, что ожидает
меня после смерти?
Для неверующего жизнь начинает-
ся с колыбели и заканчивается могилой. При таком под-
ходе жизнь делается самоцелью. Зачастую это приводит
к тому, что люди стремятся взять от нее все возможное,
прожигая годы в пламени греховных страстей и удоволь-
ствий. На самом деле, жизнь есть дар Божий, которую
следует употребить для служения Богу и ближнему. По-
ступая так, мы готовим свою душу к жизни вечной.
Безверие нередко повергает нас в уныние и отчаяние.
Земное бытие, исполненное тревог, страданий и лише-
ний, начинает тяготить и мучить. Нечто похожее не од-
нажды переживал и Пушкин:
"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум."
Митрополит Московский Филарет, современник по-
эта, ответил ему строками, проникнутыми иным, свет-
лым и обнадеживающим, пониманием жизни.
Ответ Пушкину
митрополита Московского Филарета:
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана…
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена…
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал…
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!"
Отклик святителя был для Александра Сергее-
вича дорог и духовно значим. Ведь в глубине души каж-
дый тянется к Богу и нуждается в Нем. Пушкин не раз
переживал подобное чувство ностальгии по душевному
покою и всецелой посвященности Господу.
Ответ святителю Филарету, духовному наставнику
Пушкина, наполнен слезным покаянием и желанием
служить своей лирой высокому, чистому, святому.
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Благодать, получаемая нами от Бога, чаще всего про-
является в чарующем сиянии красоты, которая указу-
ет на сокровенное присутствие доброты. Это равно от-
носится к Богу, ангелам и людям. Красота эта воисти-
ну способна тронуть окаменелое человеческое бесчув-
ствие и вызвать отклик умиления и преклонения.
Полностью книга " Небесные блики.Вера в стихах и жизни русских писателей от Ломоносова до Ахматовой" на моём сайте www.olegsenin.com ,
в разделе Проза.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев