Памяти поэта, 1984-1985, холст, масло, 150 x 170 см., Государственный Русский музей, С-Петербург
И как бы то ни было, и авторский почерк играет свою не последнюю роль в творческом процессе. Можно сравнить раннюю, хотя и зрелую дипломную работу Моисеенко с последующими холстами из той же подборки - сразу видно, как художник двигался к тем приемам живописи, которые ему по-настоящему близки, отсеивая, или, скорее, творчески минимизируя прочие навыки.
Нет, Моисеенко не уходит от академического рисунка, как считают некоторые исследователи его творчества. Просто он берет самую тонкую его субстанцию - линию, силуэт - и на этом строит свои работы. На самом деле, никаких грубых искажений рисунка у художника вы не найдёте. Структура его картин - это, конечно, не имитация трехмерного пространства, и не скульптура. Даже и не рельеф, а, скорее, барельеф. Если бы мне пришлось искать скульптурный аналог, я бы, наверное, назвал "Врата" Джакомо Манцу. Это такая зыбкая поверхность, на которой фигуры, объемы проявляются то больше, то меньше, иногда остаётся только контур, прочерченная линия.
И - цвет. Он не всегда "чистый", как утверждают те же исследователи. Иногда гамма намеренно темная, даже мрачная. Но она всегда найдена. Даже черный цвет - достаточно, кстати, активно используемый Моисеенко - звучит в ней звонкой, чистой нотой.
Конечно, в этой живописи много от росписи, орнамента, иногда даже физически чувствуешь, что художник наносил мазки, словно делал надрезы - ни убавить, ни исправить. По большинству картин видно, что они создавались сразу, без переписок, почти "в один приём". Само собой, чтобы добиться этого, художник должен был провести титаническую подготовительную работу, с массой зарисовок и эскизов.
Моисеенко всегда рисовал. Современные художники – живописцы почти не рисуют. Достаточно того, чтобы наметить карандашом композицию будущего произведения. Евсей Евсеевич без карандаша не представлял жизни. Это было как воздух, которым он дышал. "Я знаю, даже в том, как стоят люди, видны и характер их, и отношения к жизни. И художник должен замечать это".
Многих коллег интересовало: на каком этапе работы Моисеенко останавливался и решал, что произведение окончено? Это - уже секрет, но факт остается фактом - порой в его работах сквозит "творческая небрежность", она всегда оправданна, а вот работ сухих, "пережаренных", у него практически нет.
Нет комментариев