Убежденный монархист. Спустя много лет, на допросе в ОГПУ говорил: "В семье Константиновичей мне пришлось встречаться и с самим Царем, бывавшем на семейных торжествах у Великого князя... Последнюю свою встречу с Царем я имел на Рождестве в 1916 году, когда Государь со мной беседовал довольно продолжительное время. От облика Царя у меня осталось впечатление, что это был человек кроткий, смиренный, удивительно скромный, ... в обращении более чем деликатный, с приятным взглядом. Поэтому факт отречения Государя от Престола я встретил с огромным сожалением, скорбел за Помазанника Божьего, так как я лично был самым тесным образом связан с интересами Династии и был всем обязан Царскому строю".Революцию, по его словам, "воспринял как тягчайшее бедствие для страны, означающее безвозвратную гибель прежней России".Во второй половине 1918-го – начале 1919 года те из Великих князей – духовных детей архимандрита Сергия, кто сразу же после революции не покинул Россию, были убиты большевиками. Так, 18 июля 1918 года в лесу близ Верхне-Синячихинского завода в 11 верстах от города Алапаевска Пермской губернии погибли Великие князья Игорь Константинович, Константин Константинович (младший) и последний владелец Павловского дворца Иоанн Константинович, а 23 января 1919 года во дворе Петропавловской крепости Петрограда был расстрелян особенно близкий отцу Сергию Великий князь Димитрий Константинович. Эти четыре духовных сына отца Сергия в 1981 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей были причисленные к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
В начале 1919 года архимандрит Сергий был изгнан из монастыря (часть насельников не любила его за строгость) и был вынужден переехать в Александро-Невскую лавру.Среди братии произошло тогда разделение, и двадцать пять монахов с целью "оздоровления атмосферы монастыря" написали на него управляющему епархией епископу Гдовскому Вениамину (Казанскому) фактический донос, объявив в нем отца Сергия "ставленником бывшего Великого князя Дмитрия Константиновича, митрополита Питирима и Распутина". Недовольная часть братии в этом обращении из 22 пунктов упрекала, среди прочего, отца архимандрита в том, что он "заставил всю братию подписать бумагу на Преосвященного Антония [Грановского], который 6 лет страдал за свободу в этой святой обители и просился на покой обратно сюда же", то есть не допустил снова в пустынь одного из будущих "вождей" обновленцев.С 1920 года – до октября 1924 года отец Сергий – настоятель приходской церкви преподобномученика Андрея Критского (ранее приписной к Троице-Сергиевой пустыни), расположенной в трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, в поселке Сергиевка (Володарский) в Петроградской губернии. Был любим прихожанами.В 1922 году арестован в Петрограде. Вскоре был освобожден.Позднее он так говорил на следствии о своей позиции в это время: "В момент изъятия церковных ценностей я стоял на позиции патриарха Тихона и считал, что достояние церковное должно быть нерушимо, и изъятие церковных ценностей явилось актом грубого насилия и произвола со стороны Сов. власти".
Обновленческое Епархиальное управление отец Сергий категорически отверг, и приход преподобномученика Андрея Критского стал одним из учредителей так называемой Петроградской автокефалии, активно боровшейся с обновленцами (в отличие от уклонившейся в раскол братии Троице-Сергиевой пустыни).24 октября 1924 года по ходатайству своих почитателей (было собрано несколько тысяч подписей в поддержку просьбы о его епископской хиротонии) Святейшим Патриархом Тихоном в Москве был хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии.Епископский совет, возглавляемый епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым), возражал против хиротонии. К Владыке прихожане направили особую делегацию, но он отклонил ее ходатайство, сославшись на то, что "нужды в епископе не имеет и что кандидат не соответствует своему назначению..."Однако Патриарх Тихон посчитал архимандрита Сергия достойным хиротонии. Так как кафедру новый Владыка не получил ; Нарва по мирному договору 1921 года была уступлена Советской Россией Эстонии, он продолжал служить в храме на станции Володарская. Ленинградский епископат его первоначально вежливо игнорировал, считая неравным себе, малообразованным "простецом".Ситуация изменилась после ареста в декабре 1925 года трех из четырех входивших в Епископский совет архиереев. Оставшийся на свободе и вступивший в управление епархией епископ Григорий (Лебедев), воспитанник Московского Свято-Даниилова монастыря, в письме предложил епископу Сергию служить, "где он пожелает, и куда его пригласят", и сам нередко стал направлять Владыку на Богослужения в различные храмы.
По словам Краснова-Левитина: "Одновременно с епископом Димитрием (Любимовым) был рукоположен престарелый инок, отец Сергий (Дружинин). Отец Сергий был из неученых монахов, в молодости служил вагоновожатым на конке, а потом на трамвае. Затем постригся в Троице-Сергиевой пустыни, заслужил всеобщее уважение своей строгой монашеской жизнью... Именно они стали главными противниками сергиевской политики в Петрограде..."Епископ Сергий вошел в состав так называемого "Параллельного Синода" в Московском Свято-Данииловом монастыре.Продолжал служить в своем храме, в 1926-27 годах – в Троицком Измайловском соборе, храме бывшего Синодального подворья, Покровской церкви на Боровой улице и в кафедральном соборе Воскресения Христова.
26 декабря 1927 года вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского).30 декабря 1927 года запрещен митрополитом Сергием в священнослужении.Заявил о раскаянии.В начале января 1928 года запрещение было снято, был назначен епископом Копорским, викарием Ленинградской епархии.После письма митрополита Иосифа (Петровых) от 7 января 1928 года вновь присоединился к оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому).27 марта 1928 года митрополитом Сергием уволен с кафедры и запрещен в священнослужении.Стал одним из лидеров "иосифлянского" движения.Он полагал, что "советская власть – власть безбожная... Поддержать безбожную власть – это значит стать самому безбожником".12 октября 1928 года вместе с владыкой Димитрием (Любимовым) тайно хиротонисал во епископа Максима (Жижиленко).В ноябре 1929 года, после ареста епископа Димитрия, стал управляющим иосифлянской Ленинградской епархией.7 декабря 1930 года арестован на станции Володарская Ленинградской области и заключен в Дом предварительного заключения в Ленинграде.
Обвинялся в том, что, "являясь членом к.-р. монархической церковной организации "Истинных" под руководством политического центра, создал в Ленинграде церковно-административный центр, группируя вокруг себя все реакционные силы духовенства и враждебно настроенный к соввласти элемент города и деревни, руководил деятельностью отдельных ячеек на территории СССР. Формировал ячейки-приходы из погромно-черносотенного элемента с целью подготовки к открытому выступлению против советской власти, свержения ее и восстановления монархии".
Не скрывал монархических убеждений, мужественно вел себя на следствии. Заявил: "За все, что большевики совершили и продолжают совершать, за расстрелы духовенства и преданных Церкви Христовой, за разрушение Церкви, за тысячи погубленных сынов Отечества большевики ответят, и русский православный народ им не простит. Я считаю, что у власти в настоящее время собрались со всего мира гонители веры Христовой. Русский православный народ изнывает под тяжестью и гонениями этой власти..."
8 октября 1931 года Коллегией ОГПУ осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу "Истинно-Православных", Ленинград, 1931 г." по обвинению в "участии в контрреволюционной монархической церковной организации".
Приговор: 5 лет лишения свободы.
Нет комментариев