СЕМЕЙНАЯ САГА: Михаил Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
«Шли годы, и из Павла Владимирыча постепенно образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой в конечном результате получается человек, лишенный поступков. Может быть, он был добр, но никому добра не сделал; может быть, был и не глуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. Он был гостеприимен, но никто не льстился на его гостеприимство; он охотно тратил деньги, но ни полезного, ни приятного результата от этих трат ни для кого никогда не происходило; он никого никогда не обидел, но никто этого не вменял ему в достоинство; он был честен, но не слыхали, чтоб кто-нибудь сказал: как честно поступил в таком-то случае Павел Головлев! В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня. Повторяю: это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и ничего больше».
«Арина Петровна – женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет? Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем головлевском семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить себе противодействие. Муж у нее – человек легкомысленный и пьяненький (Арина Петровна охотно говорит об себе, что она – ни вдова, ни мужняя жена); дети частью служат в Петербурге, частью пошли в отца и, в качестве «постылых», не допускаются ни до каких семейных дел. При этих условиях Арина Петровна рано почувствовала себя одинокою, так что, говоря по правде, даже от семейной жизни совсем отвыкла, хотя слово «семья» не сходит с ее языка и, по наружности, всеми ее действиями исключительно руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел». (Михаил Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»)
Роман «Господа Головлёвы» создавался Салтыковым-Щедриным в течение пяти лет, с 1875 по 1880 год. В результате упорного труда появилось одно из самых значительных произведений русской прозы XIX века, в котором сатира тесно переплетается с психологическим реализмом.
Успех романа был огромен. Имя самого яркого и одиозного персонажа — Иудушки — стало нарицательным в России и остаётся таковым по сей день. Изначально автор планировал создать несколько отдельных рассказов, которые вошли бы в сатирический цикл «Благонамеренные речи», опубликованный в журнале «Отечественные записки». В этих ранних произведениях Иудушка Головлёв был второстепенным персонажем, но по мере работы над семейными хрониками его образ начал развиваться.
Роман рассказывает о медленном упадке и разрушении семьи провинциальных помещиков, ограниченных и косных людей. Писатель вложил в произведение многое из своих воспоминаний о безрадостном детстве.
Со временем семья Головлёвых, которая раньше была обеспеченной семьёй помещиков, превращается в живых мертвецов, утративших смысл жизни. Их общение ограничивается лишь формальными фразами вроде «доброе утро» или «спокойной ночи». Персонажи настолько отрываются от реальности, что теряют последние признаки своей индивидуальности.
Этот роман можно рассматривать как сатиру на современное общество, где люди утрачивают свою здоровую индивидуальность и сводят общение к пустым фразам вроде «как дела?» или «какая сегодня погода?». Это не просто критика русской или европейской действительности, это критика людей в целом.
Однако западные ценности уже давно деградировали до уровня семьи Головлёвых. Есть ли у нас шанс избежать этого?