Авиация, в годы ее юности бывшая романтикой, давно стала привычной рутиной, но пример Мари Марвингт и сегодня вдохновляет тех, кто верит — «летать подобно птице так прекрасно!»
В 20-Е ГОДЫ ФРАНЦУЖЕНКА МАРИ МАРВИНГТ ПРЕДЛОЖИЛА 10 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ЛЮБОМУ, КТО ПРЕВЗОЙДЕТ ЕЕ ПО ЧИСЛУ НАГРАД ЗА СПОРТИВНЫЕ, НАУЧНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. ЗА ВСЮ ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ МАРИ — А ПРОЖИЛА ОНА 86 ЛЕТ — ЭТА СУММА ТАК И ОСТАЛАСЬ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ.
К опасным приключениям Мари стремилась с детства, целыми днями пропадая в компании мальчишек и являясь домой в синяках и ссадинах. Так было и в городке Орильяк, где она родилась в 1875 году, и в Эльзасе, куда позже перебрались ее родители. Французский Эльзас в то время был оккупирован Германией, и Марвингтам, хотя их предки были немцами, жилось там неуютно. В школе Мари ставили двойки за нелюбовь к немецкому языку, к тому же она постоянно дралась с одноклассницами, обзывавшими ее «паршивой лягушатницей».
КАЗАЛОСЬ, ЧТО ОНА ИЩЕТ СМЕРТИ — И КОГДА НА СВОЕМ САМОЛЕТИКЕ «АНТУАНЕТТ» СОВЕРШАЛА РИСКОВАННЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ТРЮКИ, И КОГДА, ПЕРЕОДЕВШИСЬ МУЖЧИНОЙ, ЗАПИСАЛАСЬ В ПЕХОТНЫЙ ПОЛК
С тех пор у нее появилось упрямое желание во всем стать первой, показать окружающим, чего она стоит.
Когда в 13 лет Мари лишилась матери ,отец увез ее обратно во Францию, в город Нанси. Там невысокая, но крепкая девочка начала всерьез заниматься спортом — теннис, гольф, плавание и даже бокс.
В 1903 году она в одиночку взошла на одну из вершин Французских Альп и за семь лет покорила их все, включая те, что считались «проклятием альпинистов».
В 1907 году Мари выиграла международный турнир по стрельбе и получила свою первую награду — золотую медаль из рук военного министра Франции.Первой во Франции она увлеклась экзотическим бобслеем и в 1910 году добилась первого места на мировом чемпионате среди женщин.
В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ЗНАМЕНИТЫХ АВИАТРИСС СВОЕГО ВРЕМЕНИ, МАРИ МАРВИНГТ ВОЛШЕБНЫМ ОБРАЗОМ ОБХОДИЛАСЬ БЕЗ КАТАСТРОФ В ВОЗДУХЕ И ДЕПРЕССИЙ НА ЗЕМЛЕ
Ее главным увлечением был велосипед — каждый день она вставала в шесть утра и перед завтраком наматывала километры по шоссе. Однажды она за три дня совершила велопробег из Нанси в Неаполь только затем , чтобы увидеть извержение Везувия . В 1908 году она захотела участвовать в гонке «Тур де Франс», но ей отказали — женщины к соревнованиям не допускались. Тогда Мари нашла оригинальный выход — проехала по трассе впереди гонщиков и пришла к финишу первой!
Не меньше велоспорта Мари любила плавание — уже в пять лет спокойно проплывала 3-4 км.
В 15 лет она преодолела 400 км на каноэ по Рейну, а в 30 совершила заплыв по Сене через весь Париж. Газеты тогда прозвали ее «красной амфибией» за цвет купальника. В 1910 году Французская академия спорта удостоила ее золотой медали с уникальной формулировкой — «за успехи во всех видах спорта».
После окончания школы Мари не стала учиться дальше — «я и так добьюсь всего, что хочу». Но при этом вовсе не была грубой и невежественной — выучила семь языков (включая нелюбимый немецкий), писала пейзажи, сочиняла стихи. Под псевдонимом Мириэль она опубликовала несколько стихотворных сборников и пару романов — конечно же, о приключениях на земле и в воздухе.
Воздушная стихия давно влекла ее к себе. В 1901 году она впервые поднялась вверх на воздушном шаре, а в 1909-м уже совершила первый одиночный перелет через Ла-Манш. Тогда же она сделала круг над Парижем на моноплане, за штурвалом которого сидел англичанин Роджер Зоммер. Мари тут же решила научиться управлять самолетом. После этого она восторженно писала на страницах «Франс суар»: «Этот новый спорт нельзя сравнить ни с чем другим. Я уверена, что он станет очень популярным. Многие из нас погибнут, но это не встревожит других, опьяненных полетом. Его прелесть — награда за риск для тех, кто в душе является настоящим авиатором. Летать подобно птице так прекрасно!»
Правда, Мари не была первой французской летчицей, как часто утверждают, — ее на год опередила актриса Элиза Дерош, предпочитавшая называть себя «баронессой Раймондой де Ларош». Ее преследовали неудачи — сперва в авиакатастрофе погиб ее жених, знаменитый летчик Вуазен, а в 1919 г. разбилась и она сама. Участь других «авиатрисс» тоже оказалась трагичной — прославленная американка Амелия Эрхарт пропала без вести над Тихим океаном, а ее тезка, немецкая летчица Амелия Беезе-Бутар, покончила с собой после войны, когда от нее ушел любимый мужчина, а не менее любимый самолет был продан за долги. Отравившись газом, она оставила предсмертную записку: «Летать необходимо. Жить — нет».
В отличие от них, Мари волшебным образом обходилась без катастроф в воздухе и депрессий на земле.
Была ли она счастлива? Временами казалось, что она ищет смерти — и когда на своем самолетике «Антуанетт» совершала рискованные воздушные трюки, и когда в самом начале Первой мировой войны, переодевшись мужчиной, записалась в пехотный полк, преградивший немцам путь к Парижу. Ее быстро разоблачили и отправили в тыл, но по дороге она примкнула к медсестрам Красного Креста. Еще до войны она предложила проект «летучего госпиталя» — самолета, на котором врачи могут быстро добираться до раненых и больных.
Она раз за разом предлагала начальству организовать такой госпиталь — это могло спасти столько жизней! — но так и не получила ответа. Зато другое ее предложение встретило благожелательный отклик, и весной 1915 года Мари стала первой в мире женщиной- пилотом бомбардировщика. Одним из первых ее заданий стала бомбежка военной базы противника в городе Мец, где она жила в детстве. Операция прошла успешно. На обратном пути, уворачиваясь от залпов зениток, Мари пролетела мимо школы, где столько мучилась в детстве. Соблазн сбросить пару бомб был велик, но она сдержалась — могли пострадать стоящие рядом дома.
За бомбежку Меца Мари получила Военный крест. А вскоре при одном из вылетов очередь немецкого пулемета прошила крыло ее самолета. Ей удалось дотянуть до своих, но посадка оказалась не слишком мягкой — «невеста опасности» сломала два ребра и повредила таз. Пока она лечилась, война закончилась, но французы продолжали воевать и гибнуть в колониях Северной Африки, Сирии, Индокитая. Им требовалась помощь, и Мари вновь вернулась к своей идее «воздушного госпиталя».У нее нашлись соратники, создавшие Международное общество медицинской авиации.
Разъезжая по всему миру, она выступала с лекциями о великом будущем авиации, писала статьи, поставила и сняла два документальных фильма — «Крылья спасения» и «Спасенные Голубем».
Имя «Голубь» (Colombe) носил ее самолет, на котором она в 30-е годы наконец-то воплотила в жизнь свою идею.
Это было в Марокко, где французы воевали с арабскими повстанцами. Мари и ее помощники лечили не только французских солдат, но и арабов, у которых практически не было врачей. Приземлившись в отдаленном военном форте или на стоянке бедуинов, пассажиры «Голубя» накладывали повязки, делали операции и даже принимали роды. Тяжелых больных вывозили в госпиталь. Для помощи пациентам в воздухе требовались специальные навыки, и Мари открыла специальные курсы «воздушных медсестер». Чтобы самолет мог садиться на песок пустыни, она изобрела специальные дюралевые лыжи, которые применяются до сих пор.
В 1961 году, узнав о полете Гагарина, Мари вздохнула:
«Эх, будь мне лет на десять поменьше…» Компенсируя невозможность космического полета, она вскоре — в 86 лет! — проехала на велосипеде почти 300 км от Нанси до Парижа
В 1935 году Мари Марвингт была награждена высшим Орденом Почетного легиона. Вручая его, министр обороны Франции галантно преклонил колено. «Сказать, что эта женщина обладает мужской отвагой, будет непростительным преуменьшением, — торжественно возгласил он. — У нее храбрость льва!» Мари в том году исполнилось 60 лет, но она и не думала стареть.
С началом Второй мировой войны она открыла в родном Нанси госпиталь для раненых летчиков и сама меняла им повязки, изобретя при этом новую разновидность хирургической иглы Когда Франция капитулировала, Мари не пожелала покориться немцам и улетела на своем самолете в неоккупированную южную часть страны. Там она помогала бойцам Сопротивления, а после освобождения вернулась в Нанси, чтобы возглавить работу по организации «воздушных госпиталей».
В 1955 году, накануне ее 80-го дня рождения, в Сорбонне Мари вручили главный приз Национальной федерации аэронавтики. Это была ее 34-я французская награда, к которой прибавились десятки иностранных — «невеста опасности» могла по праву считать себя самой награжденной женщиной в мире.
80-летие она встретила за штурвалом американского реактивного истребителя F-101 «Вуду».
Смело подняв машину в воздух, она преодолела сверхзвуковой барьер, став самым пожилым пилотом в истории авиации.
Мало того — в том же году она получила свидетельство на право управления вертолетом.
Но вскоре возраст все-таки дал о себе знать. Невыносимые боли в суставах заставили Мари покинуть свой одинокий дом и перебраться в лечебницу эльзасского городка Лаксу. Там она и умерла 14 декабря 1963 года — во сне, как умирают счастливые люди.
Именем «невесты опасности» во Франции названы улицы и школы, летные клубы и даже бары, хотя Мари большую часть жизни была убежденной трезвенницей.
Комментарии 2