Известно, что данный состав был весьма неоднородным.
Наряду с приверженцами РПЦ, главным образом в виде единоверия, было немало сторонников различных старообрядческих толков и согласий.
Ежегодные отчеты по войску дают динамику численности старообрядцев в целом и по различным конфессиональным группам.
Старообрядцы разбиты на три категории
- приемлющие священство
- неприемлющие священство, но приемлющие брак
- неприемщие ни брака, ни священства
К сожалению статистики по отдельным согласиям нет.
К первой категории очевидно относятся две основных ветви поповщинского направления - беглопоповство и белокриницкая иерархия, делившихся каждая на несколько направлений.
К последней следует отнести федосеевцев.
О существовании иных согласий безбрачных безпоповцев пока сведений нет.
Ко второй же могут относится совершенно различные направления - поморцы, спасовцы и часовенные. Последние изначально были поповцами.
Т о грань между этими толками, а также между часовенными и поповцами установить сложно.
Очевидно, что поповцы доминируют,а третья категория насчитывает менее всего приверженцев - менее 10 процентов.
Т. о. мы можем сделать вывод о том, что в Уральском войске картина была достаточно пестрой и в целом имелось разнообразие тех же согласий, что и в целом по России.
Неоднородность старообрядцев обусловлена существованием двух независимых центров староверия. Это во-первых, руский север, откуда вышли согласия поморского корня - поморцы брачные, федосеевцы, филлиповцы и странники.
Во-вторых, это Поволжье, Керженец, Иргиз.
От этого корня вышли все поповские упования, среди духовных центров также следует назвать горный Урал, Стародубье, Ветку, Восточную Сибирь с Забайкальем и наш Яик.
Для Яика первенствующее значение имела связь с Иргизом, куда при Екатерине переселили монахов с Ветки.
После обращения иргизских скитов в единоверие к 1840 г вследствие недостатка беглых попов возникло четыре направления поповского старообрядчества:
1. Беглороповстао или московская вера окормлялись у беглых попов Рогожского молитвннного дома, не принявших Белокриницких епископов
2. Белокриницкая иерархия из старообрядцев, поинявших решение учредить епископскую кафедру за границей.
3. Единоверцы или церковная вера присоединились к РПЦ на основе Правил 1800 года.
4. Часовенные не принимали ни белокриницких, ни московских попов. Т. о. со временем по сути лишились священства и лишь пользовались для причастия св. Дарами, освященными на Иргизе до 1840 года.
Совершенно особую ветвь представляет спасово согласие. Не имея священников они в отличие от прочих безпоповцев не перекрещивают православных.
Это сближает их с часовенными и по видимости способствовало их сближению.
Таким образом,на Урале доминирующее положение заняли согласия поповского корня - беглопоповство,белокриницкие, часовенные и единоверцы.
При этом также присутствовали толки поморского корня - федосеевцы и брачные поморцы. Однако они были менее многочисленны и исчезли в советское время.
Отдельную группу составляли спасовцы, вероятно обьединившиеся с часовенными.
Соотношение поповских согласий установить на основании данных отчетов не представляется возможным.
В слветское время беглопоповцы явно доминировали. Их церковь не закрывалась,периодически посещалась священниками. Вероятно имел быть и численный перевес,что наблюдается и в настоящее время.
Нельзя исключать, что в какой-то степени этот перевес проявлялся и до революции.
Невозможно установить численность поморцев.
Они очевидно входят в категорию произнающих брак безпоповцев, но туда же входят и другие согласия. Очевино лишь то, что лни уступали по численности часовенным.
Общая численность старообрядцев на 1900 год опреенена как 65 630 человек.
Из них, суммируя женский и мужеский пол получаем
приверженцев поповства 30 362 человек то есть 46 процентов от всех старообрядцев
Безпоповцев брачных 28 872 то есть 44 процента
Безпоповцев безбрачных 6 365 или 9,7 процентов
По городу Уральск численность старообрядцев всех согласий равна 5 871 человек при общей численности казаков в 11 042, а общей численности всех жителей 38 919 человек.
Таким образом казаки-старообрядцы составляют 53 процента от общей численности казаков города и 15 процентов от всего городского населения.
При этом надо иметь ввиду, что в это число не входят единоверцы, а также то, что среди иногородних также были старообрядцы неизвестные нам по численности.
Для сравнения в 1905 г при общей численности старообрядцев в 66 979 человек
поповцев было 44 процента (29 697 чел)
брачных безпоповцев 46 процентов (31 022)
безбрачных же 9,2 (6 221).
Число старообрядцев растет в 1900, 1901 годах и падает в 1902-1905.
На 1901 имеет место максимальный рост - 78 286 против цифры 65 630 в предыдущем году.
Т о число старообрядцев выросло за это год на 12 656 человек.
Причины такого роста свершенно загадочны тем более что в следующий год количество их снова снизилось на 11 100 человек
и составляло 67 186.
В дальнейшем число снижается еще, но все равно превышает показатель 1900 года.
Наибольшее количество старообрядцев имеет место быть в Уральском уезде (29,5 % на 1900 г), далее следует Лбищенский (23%), затем г. Уральск (15%). Менее всего их наблюдается в Гуьевском (10%), а еще менее в Темирскм уездах.
Последние данные имеются за 1915 г.
Общая численность войскового населения равна 166 365
иногороднее 123 747
старообрядцы составляют 82 853 человек.
Это составляет 49,8% от войскового населения и 28,5% от суммарной численности казаков и иногородних.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев