Предыдущая публикация
Ватикан — самое маленькое государство в мире и резиденция Папы Римского, но это далеко не все, что известно об этом удивительном месте.
Здесь расположен самый большой храм в мире – базилика Святого Петра, поражающая своими размерами: 152 метра в ширину и 222 метра в длину.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
754 год. Пипин Короткий жалует земли Стефану II • 1483–1506 годы.
Правитель Итальянского королевства потребовал, чтобы папа римский Пий IX признал законность монархии. Однако понтифик этого делать не стал, забаррикадировался в своей резиденции на Ватиканском холме и объявил себя «узником Ватикана». Применять силу к главе Католической Церкви новые власти опасались: слишком влиятельной была фигура папы. Поэтому король Эммануил приказал войскам окружить резиденцию понтифика и ждать, пока тот не согласится на выдвинутые условия. Однако Святой Престол не пошёл на уступки. Папы римские сменяли друг друга, а воп...ЕщёИстория города‑государства уходит корнями в VIII век. В 752 году франкский король Пипин Короткий даровал папе римскому земли в центральной Италии. С этого момента начало своё существование теократическое Папское государство с центром в Риме и понтификом во главе. Закончилась же история страны в 1870 году, когда король Эммануил II Савойский объединил Италию и провозгласил столицей Рим.
754 год. Пипин Короткий жалует земли Стефану II • 1483–1506 годы.
Правитель Итальянского королевства потребовал, чтобы папа римский Пий IX признал законность монархии. Однако понтифик этого делать не стал, забаррикадировался в своей резиденции на Ватиканском холме и объявил себя «узником Ватикана». Применять силу к главе Католической Церкви новые власти опасались: слишком влиятельной была фигура папы. Поэтому король Эммануил приказал войскам окружить резиденцию понтифика и ждать, пока тот не согласится на выдвинутые условия. Однако Святой Престол не пошёл на уступки. Папы римские сменяли друг друга, а вопрос оставался неразрешённым.
Сгладить противоречия удалось только через 60 лет. В 1927 году итальянское правительство с Бенито Муссолини во главе и Святой Престол заключили договор. Власти Италии выделили Ватикану землю, освободили от налогов и признали его суверенность. Взамен официальный Рим попросил политическую поддержку со стороны понтифика. Так и родилось новое государство.
Её обустраивали с 1657 по 1667 год по проекту Лоренцо Бернини. С высоты птичьего полёта видно, что площадь выполнена в форме замочной скважины. Это неслучайно: апостол Пётр, чьё имя носит главный собор Ватикана, в библии назван хранителем ключей от рая.
В центре площади расположен 25‑метровый Египетский обелиск. Его привезли в Рим из Александрии при императоре Калигуле в I веке н. э. Есть легенда, что в шаре, который венчал обелиск до XVI века, хранился прах Цезаря. В 1586 году сферу сняли, но внутри ничего не оказалось. Шар перенесли в Капитолийские музеи, а на его месте установили крест.
Площадь известна оптическими иллюзиями. Одна из них кроется в колоннаде перед храмом Святого Петра. 284 колонны расположены в четыре ряда, но если встать в самом центре площади у фонтанов, кажется, что ряд всего один.
Чтобы увидеть вторую иллюзию, нужно посмотреть на колонны возле главного входа в собор. Из‑за игры света возникает ощущение, что они разных цветов, но это не т...ЕщёПлощадь Святого Петра
Её обустраивали с 1657 по 1667 год по проекту Лоренцо Бернини. С высоты птичьего полёта видно, что площадь выполнена в форме замочной скважины. Это неслучайно: апостол Пётр, чьё имя носит главный собор Ватикана, в библии назван хранителем ключей от рая.
В центре площади расположен 25‑метровый Египетский обелиск. Его привезли в Рим из Александрии при императоре Калигуле в I веке н. э. Есть легенда, что в шаре, который венчал обелиск до XVI века, хранился прах Цезаря. В 1586 году сферу сняли, но внутри ничего не оказалось. Шар перенесли в Капитолийские музеи, а на его месте установили крест.
Площадь известна оптическими иллюзиями. Одна из них кроется в колоннаде перед храмом Святого Петра. 284 колонны расположены в четыре ряда, но если встать в самом центре площади у фонтанов, кажется, что ряд всего один.
Чтобы увидеть вторую иллюзию, нужно посмотреть на колонны возле главного входа в собор. Из‑за игры света возникает ощущение, что они разных цветов, но это не так.
Собор Святого Петра
В древности на территории, где сейчас высится собор, находился императорский цирк. Там проходили скачки и гонки на колесницах. На этой же арене римский император Нерон казнил христиан, которых обвинил в поджоге города. По легенде, среди тех, кто здесь погиб, был апостол Пётр. Тело сподвижника Иисуса Христа похоронили поблизости.
Собор такой большой, что в каждом из его приделов может поместиться внушительных размеров церковь. А прекрасный балдахин эпохи барокко в центральной части храма, хотя и не выглядит громоздким, по высоте сравним с восьмиэтажным домом.
Со временем к могиле Петра начали приезжать паломники. В 326 году Константин Великий, первый из императоров принявший христианство, построил здесь храм. Церковь не имела ничего общего с современным собором, но уже тогда поражала масштабом.
Новый собор начали возводить в XVI веке при папе римском Юлии II и строили долгих 120 лет! За это время сменилось 20 понтификов, а проект несколько раз менялся.
Первым за работу взялся архитектор Донато Браманте. Он задумал построить храм в форме равностороннего креста. Но после его смерти проект подхватил Рафаэль Санти и внёс коррективы: придал зданию вид Т‑образного креста. Ещё больше изменений в облик церкви внёс Микеланджело Буонарроти, который возглавил работы в 1546 году. Он создал вход с колоннами и планировал увенчать сооружение величественным куполом по образу и подобию флорентийского кафедрального собора. Архитектору не было суждено увидеть творение в готовом виде. После его смерти купол доделывали Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана.
При Микеланджело внутри собора было пусто: он хотел оставить пространство свободным, чтобы подчеркнуть совершенство архитектурных линий. Однако через несколько десятилетий, по желанию пап, внутри храма начал появляться богатый декор. Сегодня собор поражает роскошными интерьерами: здесь множество скульптур, обелисков, алтарей и надгробий.
В центральной части собора, под куполом, находится мраморный навес‑балдахин, созданный Бернини. Его высота — почти 30 метров. Считается, что именно под балдахином захоронен апостол Пётр.
В числе шедевров собора — скульптура «Пьета» («Оплакивание Христа») Микеланджело. По легенде, в образе Девы Марии великий мастер изобразил свою мать, которая умерла, когда ему было всего шесть лет. Микеланджело было 25, когда он создал этот шедевр. Современники не верили, что столь молодой скульптор может так мастерски работать с камнем. Это обидело Микеланджело, и тогда он в первый и последний раз в карьере подписал работу своим именем.
Внимание путешественников в соборе также приковывает бронзовая скульптура Святого Петра XIII века работы Арнольфо ди Камбио. Паломники обычно прикладываются к правой ступне апостола. Из‑за этого за несколько столетий пальцы на ноге скульптуры стёрлись и ступня стала абсолютно гладкой.
На территории Ватикана работает 26 музеев, где хранятся 60 тысяч предметов искусства. Это единый многоэтажный комплекс из нескольких соединённых корпусов с внутренними двориками. Вход расположен на Виале Ватикано (Viale Vaticano). Найти его не составит труда: здесь всегда выстраивается очередь из желающих попасть внутрь. Входной билет позволяет посетить сразу все экспозиции.
Печальная страница истории
Когда войска Наполеона Бонапарта вошли в Рим, полководец приказал вывезти из города все произведения искусства в Париж. Музеи Ватикана были опустошены. Через Альпы тянулась длинная колонна телег, гружённых шедеврами. На остановках, согреваясь от стужи, французские солдаты жгли в кострах документы из папской библиотеки или оборачивали ими ноги… К счастью пропало не всё, но вернуть произведения искусства удалось лишь после поражения Наполеона.
Общая протяжённость музейного маршрута почти пять километров. Так что одного дня на осмотр всех сокровищ Ватикана точно не хватит. ...ЕщёМузеи Ватикана
На территории Ватикана работает 26 музеев, где хранятся 60 тысяч предметов искусства. Это единый многоэтажный комплекс из нескольких соединённых корпусов с внутренними двориками. Вход расположен на Виале Ватикано (Viale Vaticano). Найти его не составит труда: здесь всегда выстраивается очередь из желающих попасть внутрь. Входной билет позволяет посетить сразу все экспозиции.
Печальная страница истории
Когда войска Наполеона Бонапарта вошли в Рим, полководец приказал вывезти из города все произведения искусства в Париж. Музеи Ватикана были опустошены. Через Альпы тянулась длинная колонна телег, гружённых шедеврами. На остановках, согреваясь от стужи, французские солдаты жгли в кострах документы из папской библиотеки или оборачивали ими ноги… К счастью пропало не всё, но вернуть произведения искусства удалось лишь после поражения Наполеона.
Общая протяжённость музейного маршрута почти пять километров. Так что одного дня на осмотр всех сокровищ Ватикана точно не хватит. Рассказываем, на какие экспозиции стоит обратить внимание в первую очередь.
Двор Сосновой Шишки
Отсюда начинается прогулка по музеям Ватикана. Двор назван так в честь четырёхметровой бронзовой скульптуры I века до н. э. в виде шишки, которая стоит перед Бельведерским дворцом. В античные времена шишка была частью фонтана, расположенного рядом с Пантеоном в центре Рима. Из её чешуек струилась вода.
Двор Сосновой Шишки в Ватикане
Здесь же установлена скульптура «Сфера внутри сферы». Её создал в 1990 году итальянский скульптор Арнальдо Помодоро. Маленький шар символизирует Землю, большая сфера — Вселенную, а трещины и разломы на скульптуре — вред, который наносят планете люди.
Музей Пио‑Клементино
Назван в честь двух понтификов, под руководством которых был создан музей: Климента XIV и Пия VI. Экспозиция занимает несколько залов Бельведерского дворца и включает бесценные древнегреческие и римские скульптуры.
Один из шедевров музея — мраморный «Аполлон Бельведерский». На протяжении нескольких веков он считался образцом мужской красоты. Историки полагают, что скульптура II века н. э. — копия ещё более ранней статуи, созданной скульптором Леохаром в 330 году до н. э.
Ещё одна знаменитая на весь мир скульптура из коллекции ватиканского музея — «Лаокоон и его сыновья». Она была создана в 40–30 годах до н. э. и несколько веков считалась утерянной. Нашли скульптуру в 1506 году при раскопках в центре Рима. Сегодня этот античный шедевр восхищает не только детальной проработкой, но и яркой выразительностью. На лицах персонажей живо запечатлены боль, страх и отчаяние, которые заставляют зрителя невольно сопереживать.
Григорианский Египетский музей пап
Его основал папа римский Григорий XVI в 1839 году. Здесь экспонируется одна из самых больших и ценных коллекций египетских древностей в мире.
Обманутый папа
Благодаря реставрационным работам, проведённым недавно в залах Египетского музея, вскрылся настоящий подлог. Выяснилось, что в XIX веке кто‑то коварно обманул папу Григория XVI и подсунул ему две фальшивые мумии! Впрочем, они до сих пор включены в экспозицию, придавая ей особую пикантность.
В девяти залах музея представлены мумии, погребальные стелы с иероглифами, деревянные саркофаги с росписями. Ценнейший экспонат — скульптура молодого грека Антиноя, фаворита римского императора Адриана, в образе повелителя загробного царства Осириса. В XIX веке, когда мир захлестнула мода на всё египетское, скульптуру из ватиканского музея активно тиражировали. Её «ремейки» есть в петербургском Эрмитаже и в московской усадьбе Останкино графа Н. П. Шереметева.
Галерея названа в честь папы Пия VII (в миру — граф Кьярамонти). Музей расположен в трёх залах, один из которых находится в длинном коридоре, соединяющем дворцы Ватикана с Бельведером.
В экспозиции представлено около тысячи артефактов: в основном это статуи и бюсты античных героев. Знаменитый экспонат — скульптура Геракла (II век н. э.), который держит на руках сына Телефа. Это один из первых памятников в коллекции Ватикана: фигура украшает двор папских дворцов с XVI века.
Также здесь хранится знаменитый бюст Афины Промахос II века до н. э. Это копия ещё более ранней скульптуры, созданной греческим мастером Фидием. Фигура богини‑воительницы была установлена рядом с Акрополем в греческой столице, но не сохранилась.
Привлекает внимание выразительный, словно живой, взгляд богини‑воительницы. Дело в том, что в Древней Греции мраморные фигуры обычно раскрашивали. Для большей эмоциональности дорисовывали и глаза.
Главная картинная галерея в Ватикане названа греческим сл...ЕщёМузей Кьярамонти
Галерея названа в честь папы Пия VII (в миру — граф Кьярамонти). Музей расположен в трёх залах, один из которых находится в длинном коридоре, соединяющем дворцы Ватикана с Бельведером.
В экспозиции представлено около тысячи артефактов: в основном это статуи и бюсты античных героев. Знаменитый экспонат — скульптура Геракла (II век н. э.), который держит на руках сына Телефа. Это один из первых памятников в коллекции Ватикана: фигура украшает двор папских дворцов с XVI века.
Также здесь хранится знаменитый бюст Афины Промахос II века до н. э. Это копия ещё более ранней скульптуры, созданной греческим мастером Фидием. Фигура богини‑воительницы была установлена рядом с Акрополем в греческой столице, но не сохранилась.
Привлекает внимание выразительный, словно живой, взгляд богини‑воительницы. Дело в том, что в Древней Греции мраморные фигуры обычно раскрашивали. Для большей эмоциональности дорисовывали и глаза.
Главная картинная галерея в Ватикане названа греческим словом. В античную эпоху пинакотеками называли помещения для хранения живописных полотен.
Коллекция начала формироваться в 1790 году при папе Пие VI. Но постоянного пристанища у неё не было: полотна переносили из зала в зал. Отдельное здание для музея построили в 1932 году по проекту архитектора Луки Бельтрами. Сегодня в 18 залах выставлены 460 полотен. Это шедевры величайших итальянских художников: от Джотто до Креспи.
Здесь хранится одно из самых известных полотен Леонардо да Винчи — «Святой Иероним». Оно чудом уцелело. По неизвестной причине сотни лет назад доска, на которой была написана картина, оказалась распилена на две части. В XIX веке французский кардинал Жозеф Феш, дядя Наполеона Бонапарта, купил оба фрагмента в антикварном магазине и соединил их, тем самым вернув прежний вид произведению искусства. В 1856 году он выставил картину на аукцион, где её для ватиканской коллекции приобрёл папа Пий IX.
В Пинакотеке хранится величайший шедевр Караваджо — «Положение во гроб». Эта картина оказала огромное влияние на мировое искусство, став одним из первых примеров реалистичного и живого произведения на религиозный сюжет. Копии картины Караваджо делали многие живописцы: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.
В последнем, восемнадцатом зале Пинакотеки выставлены православные иконы, в том числе и привезённые из России. Например, среди экспонатов — образ Николая Чудотворца начала XVI века из Великого Новгорода.
Слово «станцы» с итальянского переводится как «комнаты». Четыре зала на втором этаже в старой части Папского дворца названы по имени великого художника, так как именно он расписал здесь стены по заказу папы Юлия II. Работу над фресками Рафаэль Санти начал в 1508 году, ему было всего 25 лет. Именно с этого началась его карьера.
Гости из будущего
Среди многочисленных персонажей на фресках можно отыскать Наполеона Бонапарта. Как это возможно, ведь росписи были созданы за 250 лет до его появления на свет? Да очень просто. Покорителя Европы ждали в гости и, чтобы выразить свое почтение, сумели найти место для его портрета. Рядом можете отыскать Сильвестра Сталлоне, но это изображение в начале XVI века создано рукой Рафаэля. Кто этот человек такой поразительной схожести с актёром — остаётся загадкой!
Росписи Рафаэля восхищают гармоничностью и яркостью цветов, проработанностью деталей и символизмом. Самой выдающейся из фресок считается «Афинская школа». Сюжет основан на спор...ЕщёСтанцы Рафаэля
Слово «станцы» с итальянского переводится как «комнаты». Четыре зала на втором этаже в старой части Папского дворца названы по имени великого художника, так как именно он расписал здесь стены по заказу папы Юлия II. Работу над фресками Рафаэль Санти начал в 1508 году, ему было всего 25 лет. Именно с этого началась его карьера.
Гости из будущего
Среди многочисленных персонажей на фресках можно отыскать Наполеона Бонапарта. Как это возможно, ведь росписи были созданы за 250 лет до его появления на свет? Да очень просто. Покорителя Европы ждали в гости и, чтобы выразить свое почтение, сумели найти место для его портрета. Рядом можете отыскать Сильвестра Сталлоне, но это изображение в начале XVI века создано рукой Рафаэля. Кто этот человек такой поразительной схожести с актёром — остаётся загадкой!
Росписи Рафаэля восхищают гармоничностью и яркостью цветов, проработанностью деталей и символизмом. Самой выдающейся из фресок считается «Афинская школа». Сюжет основан на споре о поиске истины двух древнегреческих философов — Платона и Аристотеля. Рядом с ними изображены другие великие мыслители — Евклид, Сократ, Пифагор, Диоген, Гераклит, Эпикур. В лицах некоторых персонажей просматриваются черты художников эпохи Возрождения. Например, считается, что в образе Платона предстаёт Леонардо да Винчи, а в облике Гераклита — Микеланджело.
Знаменитую на весь мир церковь построили в Ватикане между 1477 и 1480 годами по указу папы Сикста IV — в честь него она и получила название.
Забавная находка
Во время последней реставрации в конце XX века в Сикстинской капелле обнаружили колоду игральных карт XVII века. Оказывается, в то время тоже проводилась работа по отмыванию изображений от копоти и пыли. Мастера, пользуясь тем, что находятся на большой высоте и их не видно, вместо чистки стен резались в карты. Видимо, внезапно прибывший начальник застал их врасплох, поэтому карты были спешно засунуты в маленькую щель в стене, в том месте, где к ней примыкали строительные леса. Там колоду и обнаружили преемники незатейливых реставраторов три века спустя.
Стены расписывали знаменитые живописцы эпохи Возрождения, в том числе Боттичелли и Перуджино. А декором потолка занимался художник Пьер Маттео да Амелия. Он расписал свод по моде того времени — под звёздное небо.
В 1508 году новый папа Юлий II решил изменить фрески на потолке капеллы и частично — на стенах. Для модернизации церковного декора пригласил живописца, скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти.
Работа продолжалась четыре года: Микеланджело не доверял помощникам и сам писал всё от начала и до конца. В центральной части потолка мастер изобразил девять библейских сюжетов — от сотворения мира и грехопадения до потопа и возрождения человечества.
В 1533 году папа Климент VII Медичи поручил Микеланджело написать сцены Страшного суда на стене алтаря. На этот раз художнику потребовалось шесть лет, чтобы завершить работу. Когда мастер явил своё творение заказчикам, разразился страшный скандал: служителей церкви возмутила нагота святых. Кардиналы повелели дорисовать одежду, но Микеланджело вносить правки отказался. Вместо него «одевал» святых Даниеле да Вольтерра.
Фрески Сикстинской капеллы считаются одним из главных шедевров мирового искусства, поэтому в Ватикане уделяют много внимания их сохранности. Главную опасность для фресок представляют влага и соль, которые оседают на росписях. Поэтому в капелле работают фильтры для очистки воздуха. Кроме того, фрески регулярно обрабатывают: наносят тонкий слой дистиллированной воды, которая впитывает соль, а затем осторожно убирают раствор с поверхности при помощи тонкой японской бумаги.
Раз в полгода фрески подробно фотографируют и анализируют каждый миллиметр изображения. Специалисты проверяют, не появились ли микротрещины и не изменились ли цвета.
Территория Ватиканских садов — 23 тысячи квадратных метров, что равно половине площади всей страны. Здесь растут семь тысяч видов растений: многолетние цветы, деревья, кустарники и травы.
Среди прекрасных садов и фонтанов есть необычное захоронение: могила слонёнка. Его в XVI веке папе Павлу III Фарнезе подарили португальцы. Папа был в восторге, и каждый его торжественный выезд сопровождался шествием диковинного зверя. К сожалению, век животного оказался короток, после его смерти папа был безутешен и распорядился захоронить слонёнка в садах Ватикана.
Сады Ватикана разделены на три зоны. Одна из самых живописных частей парка — Французский сад с зелёными арками, вьющимися розами и лабиринтом из вечнозелёных кустарников. Вторая часть садов — Итальянская — славится красными акациями, которые цветут девять месяцев в году. В третьей части — Английском парке — расположено множество статуй и фонтанов. А ещё это любимое место главы Ватикана Франциска: иногда по утрам он совершает...ЕщёСады Ватикана
Территория Ватиканских садов — 23 тысячи квадратных метров, что равно половине площади всей страны. Здесь растут семь тысяч видов растений: многолетние цветы, деревья, кустарники и травы.
Среди прекрасных садов и фонтанов есть необычное захоронение: могила слонёнка. Его в XVI веке папе Павлу III Фарнезе подарили португальцы. Папа был в восторге, и каждый его торжественный выезд сопровождался шествием диковинного зверя. К сожалению, век животного оказался короток, после его смерти папа был безутешен и распорядился захоронить слонёнка в садах Ватикана.
Сады Ватикана разделены на три зоны. Одна из самых живописных частей парка — Французский сад с зелёными арками, вьющимися розами и лабиринтом из вечнозелёных кустарников. Вторая часть садов — Итальянская — славится красными акациями, которые цветут девять месяцев в году. В третьей части — Английском парке — расположено множество статуй и фонтанов. А ещё это любимое место главы Ватикана Франциска: иногда по утрам он совершает здесь пробежки.
На территории садов насчитывается 90 великолепных фонтанов. Некоторые из них поражают грандиозными размерами и декором. Самым знаменитым считается фонтан Орла, построенный по проекту архитектора Яна ван Сантена в XVII веке. Гидротехнический шедевр выполнен в виде грота над широким прудом. Венчает фонтан мраморный орёл, смотрящий в сторону собора Святого Петра.
Одна из интересных локаций ватиканских садов — клумба «Папский герб». Композиция состоит из двух частей. Верхняя никогда не меняется: на ней из цветов сложены ключи Святого Петра. В нижней части изображён герб действующего понтифика. Со сменой папы изменят и расположение цветов.