ТУРИЗМ В БРАТСКЕ. 1934 ГОД. ПОХОД НА БАЙДАРКАХ. ЧАСТЬ 2
Начало здесь: vk.com/toursbratsk?w=wall-2 ...
Ниже Братска, на протяжении 250 километров, почти сплошной грядой раскинулись знаменитые Ангарские пороги. Здесь многоводную Ангару то сжимают с обеих сторон отвесные скалистые берега, достигающие 45-65 метров высоты, то преграждают ей путь каменистые острова или предательские подводные камни.
Колоссальные потоки воды низвергаются с бешеной силой. Скорость течения достигает 250 метров в минуту. В одну секунду происходит спад 2000 кубических метров воды! Едва ли где еще найдется такая бешеная стремительность водного потока. Эта стремительность имеет место на большом протяжении – у Падунского порога на 15 ½ километров и у Шаманского почти на 14 километрах.
Ангара похожа здесь на огромный бурлящий котел. Неловкий лоцман, не сумевший попасть в «борозду», непременно посадит судно на камень. Это то самое место, где будет построена одна из мощнейших гидростанций мира.
…Кругом еще лед. Местные лоцманы отказываются провести байдарки через порог. Но разве можно удержать несокрушимую энергию молодости, помноженной на высокую физкультурную тренировку? Где не раз со смертью спорили старые опытные лоцманы, команда, впервые имея дело со страшными порогами, смело спускается по ним на легких суденышках.
… Ловко лавируя меж камней, мчатся с невероятной быстротой байдарки. Вот предательский камень. Сафонов разбивает свою лодку, но успевает вместе с ней пристать к маленькому островку. Команда выходит победителем из этого серьезного испытания. Тут же, на камне, она чинит потрепанную порогами байдарку и гребцы продолжают свой путь. Этот случай – яркий показатель хладнокровия и высокого уровня физкультурной техники.
Самый трудный участок пути - позади. Байдарки идут вторую тысячу километров.
ТУРИЗМ В БРАТСКЕ. 1934 ГОД. ПОХОД НА БАЙДАРКАХ
"...Иркутское военное авиационное техническое училище получило байдарки. Охотников заняться водным спортом много. Каждому хочется сесть на вёсла. О байдарках, маршрутах, переходах говорилось много. В ход были пущены географические карты края. Быстро в пять минут участники «переходов» покрывали большие пространства, молниеносно перепрыгивая из одного водного бассейна в другой.
Наконец окончательно был выбран маршрут. БАЙКАЛ - НОВОСИБИРСК.
Из всех желающих была сколочена команда в пять человек. Участники пробега – комсомольцы, поэтому пробег был назван Комсомольским...
Поддерживая инициативу комсомольской организации и командования энской части организации комсомольского пробега, имеющего целью: показ выносливости бойцов Красной армии и быстроты продвижения на байдарках в тяжелых условиях сибирских рек, проведения физкультурной работы, пропаганды среди широких масс трудящихся северных окраин края «постановления правительства о льготах населению В. сибирского края и решения XVII cъезда партии, бюро Восточносибирского* крайкома ВЛКСМ постановляет:
1. Выделить из шефских сумм крайкома ВЛКСМ на организацию пробега 2.000 рублей.
2. Обязать редакцию газеты «Восточносибирский комсомолец» взять шефство над пробегом, систематически освещая ход пробега в печати.
3. Просить Западносибирский крайком комсомола об оказании содействия в продвижении команды по территории Западносибирского* края.
Утром 18 мая прибыли в Братск. За Братском начинаются знаменитые Ангарские пороги. Перед тем, как пуститься в путешествие по бешенным их кручам, решили остановиться в Братске.
Утром секретарь райкома партии Дрезеншток собрала совещание бюро, на которое были приглашены старожилы, знавшие пороги, как свои пять пальцев. Их спросили о том, можно ли на байдарках преодолеть водяные барьеры. Старожилы высказали определённо: «Пороги непроходимы, и рисковать не следует»!
Участники похода не сдавались. Из рассказа Губина: «Настроение было несколько подмочено, но не было сломлено. Райком пошел на компромисс, было вынесено решение: «Команде разрешается идти через все пороги, за исключением порога «Падун»*.
Вечером в клубе провели беседу о целях пробега. На беседе присутствовало большое количество народа, как молодёжи, так и стариков.
На следующий день вместе с секретарём райкома партии посетили колхозы. Ознакомились с ходом полевых работ.
Сильный ветер не дал возможности выехать из Братска 20 числа. 21 мая в 7часов 30 минут оставили Братск. В 8 часов подошли к первому порогу «Похмелье»*, прошли его без всяких сюрпризов. Байдарки бросало во все стороны, но они легко преодолели кипящую воду. Через 50 минут при густом тумане прошли «Братский» порог. Вскоре погода прояснилась и в 9 часов 45 минут подошли к порогу «Пьяный»*. У порога команду встретил старый рыбак Антон Мироманов, показал все камни. Внимательно осмотрел все байдарки и бойцов и дал своё «ДОБРО».
Порог «Пьяный»* недаром получил своё название. Пройдя его, чувствуешь себя неважно. Из скачек по камням и волнам прошли успешно. Только Рыбин у самого порога попал во встречное течение. Байдарка резко повернувшись, нырнула в воду. Вместе с ней нырнул и Рыбин. Из воды он выбрался благополучно. Пройдя порог, все останавливаются в рыбацкой избушке и по приглашению рыбаков организовали завтрак.
В 11часов 37 минут подошли к Падуну. Все участники перехода, несмотря на запрещение райкома, хотели и этот порог перескочить на байдарках, но по приказу Губина Падун обошли пешком, неся байдарки на своих плечах.
Вечером были у порога Долгий. Несмотря на то, что его пришлось преодолевать поздним вечером, никаких казусов не произошло. Немного пострадал опять Рыбин. Лодку залило водой , так как наткнулся на камень, и этим камнем, как бритвой был срезан верх кормы байдарки. Поздно ночью прибыли в Усть Вихорево..."
"Вперёд поАангаре", 1934 год
Людмила Евдокимова
Читать полный текс: https://proza.ru/2015/12/28/1789 Статья: Восточно-сибирский комсомолец, 1934г. № 71 (28 мая)
Фото: "Падунский порог" 1956 г. Из фондов ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России"
*Орфография и пунктуация сохранены.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев