Как менялся французский чепец
Люблю "французские чепцы" эпохи Возрождения! Очень эффектный головной убор, причём даже в тех случаях, когда он скромно украшен. Я уже писала о том, как устроен этот головной убор (вот здесь), а сегодня обсудим то, как он менялся со временем. Хм. Помню, как однажды я показала подруге свою фотографию, на которой что-то рассказываю, и прикасаюсь при этом к вискам. "Угадай, что мы обсуждали?" И она, как человек опытный, сразу догадалась: "Длину мысочков французского чепца?" :) Так как же именно эти уборы менялись на протяжении десятилетий? А вот давайте посмотрим. Обратимся к "классический" форме, не ранней и не поздней. Именно она стала приметой" XVI века. Видите, декоративная жёсткая часть здесь облегает голову, почти не изгибаясь по бокам, так что лицо получается просто заключённым в этакую золотую рамку, причём до самой линии нижней челюсти. Но вот проходит время, и передняя "арка" уже отчётливо изогнута, и чуть-чуть, но мыском заходит на щёку. Причём, обратите внимание, арка выступае
Как менялся французский чепец
Показать еще
  • Класс
Роскошный бал-1863
Костюмированные балы середины и второй половины XIX века изобиловали великолепными костюмами. И если раньше маскарадный наряд был призван скрыть личность человека, то теперь на первый план вышла красота костюма. Собственно, "маскироваться" было не обязательно. Главное - нарядиться! Однажды я смотрела на один из портретов императрицы Евгении, супруги Наполеона III, которая изображена, как мы видим, именно в маскарадном костюме. И тут я поняла, что знаю, на каком именно мероприятии Евгения была в этом костюме! Это был бал в Тюильри 9 февраля 1863, великолепный придворный бал-маскарад, о котором много писали в прессе. А в нашем журнале "Модный магазин" уже в марте поместили подробное описание, в том числе и наряда Евгении: "Императрица одета была венецианской догарессой: в высокой остроконечной шапке, из которой выпадал длинный тюлевый вуаль; в пунсовом платье с четвероугольным корсажем, залитым драгоценными каменьями. Она напоминала портреты Тинторета и Поля Веронэза". Говорят. в тот веч
Роскошный бал-1863
Показать еще
  • Класс
Роскошные рукава эпохи Тюдоров
Эти рукава - наверное, одни из самых эффектных в истории костюма. Хотя, конечно, от удобства они были более чем далеки, зато сразу демонстрировали окружающим, что перед ними знатная дама! Мода на них возникла в Англии в 1520-х, и задержалась на несколько десятков лет. И если вы видите такие рукава на портретах эпохи Возрождения, то знайте, что перед вами, скорее всего, англичанка времён Генриха VIII, или его недолго правившего сына Эдуарда VI, ну или дочери, Марии I. Это мода времён молодости будущей Елизаветы I, а вот когда она сама взойдёт на престол, то эти рукава постепенно уйдут в прошлое. Пышное, громоздкое сооружение, которое состояло из нескольких частей. Собственно, это были узкие до локтя рукава, которые далее резко расширялись в огромные раструбы. Они так и войдут в историю моды как "trumpet sleeves", то есть "рукава-воронки", "рукава-трубы". Раструбы делались с таким расчётом, чтобы нижняя часть подворачивалась вверх, и таким образом получались огромные, широкие манжеты. Эт
Роскошные рукава эпохи Тюдоров
Показать еще
  • Класс
Купеческое приданое
Люблю читать описания приданого невест былых времён! Страсть как интересно, что им родители с собой в новую жизнь выдавали. Тут всё имеет особое значение - и сами предметы, и их количество... И вот в труде Галины Ульяновой "Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам" мне встретилась опись приданого купчихи третьей гильдии, которая вышла замуж в 1836. Нас с вами, конечно же, тут интересуют предметы гардероба и украшения. :) Так вот, в описи упомянуты: Это собственно приданое. Но батюшка нашей героини добавил ещё добра! Официальное это не приданое, но роспись составили. В общем, за Матрёну в отношении гардероба можно не беспокоиться. Обеспечила родня. А там, глядишь, муж обновки покупать стал... Во всяком случае, хочется на это надеяться. P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!
Купеческое приданое
Показать еще
  • Класс
Баллада о времени
Сегодня, мои дорогие, я хочу поговорить с вами не просто об очередном эпизоде из истории моды и костюма. А о чём-то большем. Недавно я готовила лекцию о модниках и модницах Серебряного века, и поняла, что хочу завершить её так: "Мы с вами остановимся здесь. Сделаем вид, что на дворе Серебряный век. Что те, о ком мы говорили сегодня, живы. И вечером выйдут из дома, надев… кто что. Платья с пышными или узкими юбками, вуали, цилиндры, возьмут трости и муфты… И отправятся веселиться, страдать, словом, жить, общаться и создавать те прекрасные произведения, которые волнуют нас более века спустя". Я поделилась этим с близким другом, а он в ответ сказал: "На самом деле, ты владеешь великой силой - спорить со временем. Оно стёрло всё это, смело, всё забыто - а ты... Р-раз!.. И все эти люди живы, а их творения ожили. Это волшебство, на самом деле". И тут я поняла, что это - правда... Что всю "сознательную жизнь" историка я занимаюсь именно этим. Сражаюсь со временем. Причём это сражение требует
Баллада о времени
Показать еще
  • Класс
Тиара семьи Спенсер
Я нередко пишу о тиарах, но вот эту как-то обходила стороной. Возможно, как раз из-за её известности. Тот самый случай, когда сам предмет мог бы быть абсолютно любым, и всё равно прославился бы - благодаря нужному времени и месту. Ну, а поскольку речь об украшении - благодаря человеку, на котором оно было. Это тиара, которая украшала леди Диану в день свадьбы. Как невеста принца Уэльского, она могла бы быть в этот день в одной из многочисленных тиар семьи жениха... Однако предпочла семейную тиару Спенсеров. По традиции, подобные украшения принадлежат главе аристократического рода, и он "выдаёт" их в важных случаях. Заметьте, я написала "он", а не "она". В том-то и дело, что жёны могут меняться... а тиара остаётся с носителем титула. Как и в случае семьи Спенсер. Считается, что тиару сделали ещё в 1767 (!) для виконтессы Монтагю (судя по датам, супруги 7-го виконта Монтагю), однако как выглядела она в те годы, сейчас уже неизвестно. Зато известно, что тиара переделывалась, и не раз. В ч
Тиара семьи Спенсер
Показать еще
  • Класс
О названиях верхней одежды в XIX веке
А не продолжить ли нам, дорогие мои, изучать модные словечки ушедшей эпохи? Кто знает, вдруг пригодится, когда будете читать какой-нибудь исторический роман! Ну или журнал тех лет. Предыдущий "выпуск" - вот, а мы продолжим. Будем разбираться с верхней одеждой. Пардессю. Прекрасное слово, которое обозначало... Верхнюю одежду! Сложность же, однако, состоит в том, что видов верхней одежды было множество, а слово это использовали едва ли не в течение большей части XIX века. Мода менялась, менялись и пардессю... Вот как, например, что писали в "Библиотеке для чтения" в 1837: "Пардессю, черный бархатный , подбитый горностаями, с богатыми снурами, составляет верх щегольства и счастия. Одеяние это и тепло и весьма удобно: в широкие висячие рукава можно кра- сиво завертывать руки , если вам холодно". Как правило, пардессю были относительно длинными, могли быть с пелеринками и с... капишонами. Только, умоляю, не падайте в орфографический обморок от слова "капишон"! А мне этот вариант написания к
О названиях верхней одежды в XIX веке
Показать еще
  • Класс
Утренние наряды
За что я особенно люблю картины французских импрессионистов, так это за возможность подсмотреть, как именно могла выглядеть женщина в домашней обстановке. Не в изысканном вечернем наряде, не в строгом дневном. А в утреннем - в том самом, в котором допустимо было появиться только перед членами собственной семьи. Утро, впереди длинный день, тебе ещё только предстоит потуже затянуть корсет, надеть платье из плотной ткани, добавить аксессуары... А пока можно вот так - в почти прозрачном, из тончайшей ткани капоте, в котором позирует супруга художника: Такие лёгкие наряды носили поверх белья – то есть сорочки, не туго зашнурованного обычного корсета или же мягкого облегчённого домашнего корсета, и нижней юбки. Или нескольких. Это могли быть как и платья, в меру приталенные, так и вообще свободные широкие одеяния, по сути, нарядные халаты – что в ту эпоху, когда женщина почти все время подчёркивала талию, давало возможность передышки. Смотрите, как лаконичная чёрная отделка - возможно, барха
Утренние наряды
Показать еще
  • Класс
Тернистый путь кринолина
Середина XIX века - время, когда носили пышные юбки, впечатлявшие и современников, и потомков. Эпоха кринолинов! Однако... к этой моде шли постепенно, и на этом пути было немало вех. Итак, что делали дамы, чтобы юбки их были попышнее? Носили довольно много нижних юбок, и их количество колебалось от трёх до шести, а порой и больше - в зависимости от времени года и желаемого эффекта. Подкладывали сзади пониже маленькие подушечки, чтобы была "совершенная бель фам". Нижние юбки могли укреплять - крахмалить, прокладывать шнурами, пришивать к подолу валики, набитые конским волосом или ватой. Использовали жёсткую ткань с конским волосом ("кринолин", да!). Можно было нашить несколько таких полосок на подол нижней юбки, а то и целиком юбку из неё сшить. Словом, все средства хороши, чтобы сделать платье пышным! Но хотелось ещё, ещё пышнее, и всего вышеупомянутого было мало... На сцену вышли изобретатели, которые увидели запрос на, так сказать, поддержку юбок, и начали экспериментировать. Как мы
Тернистый путь кринолина
Показать еще
  • Класс
Показать ещё