раза опережали затраты на образование во Франции и в полтора раза – в Англии.
За 1894–1914 годы бюджет Министерства народного просвещения вырос в 6 раз, число учащихся в высших и средних учебных заведениях увеличилось в три раза, а в начальных – в два раза. Плата за обучение в высших учебных заведениях в России была во много раз ниже, чем в США и Англии, а неимущие студенты часто обучались бесплатно.
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях,
Россия занимала первое место в Европе.
С 1908 года в России вводится обязательное бесплатное начальное обучение. Для этого каждый год открывалось дополнительно более
10 тыс. государственных школ, число которых к 1913 году достигло 130 тыс.
Подавляющая часть русского населения умела читать
и писать. Удельный вес неграмотных был незначителен. Из
примерно 14% неграмотных большая часть принадлежала к
нерусским народам Сибири и Поволжья.
Их неграмотность объяснялась традиционными национальными установками этих народов, а не какими-то препятствиями для
получения образования.
Стремительный рывок в экономическом развитии
России в конце XIX – начале XX века по своим масштабам может быть сравним только с так называемым японским экономическим чудом после второй мировой войны. И ничего удивительного в этом нет – как Россия, так и Япония обеспечили себе небывалый экономический успех соединением преимуществ традиционной национальной культуры
хозяйствования с преимуществами, связанными с внедрением новейшей
техники и технологии.
По сравнению с дореформенным периодом промышленность России
выросла в 13 раз.
Темпы экономического роста были самыми высокими в мире, а
по отдельным отраслям просто гигантскими – производство
стали возросло в 2234 раза, нефти – в 1469 раз, угля – в 694 раза,
продукции машиностроения – в 44 раза, продукции химии – в 48 раз.
К началу первой мировой войны Россия перестала быть
преимущественно сельскохозяйственной страной: в 1912 году сельское хозяйство дало продукции на 6,1 млрд. руб., а промышленность – на 5,6 млрд. руб.
Экономически Россия была единственной страной в мире, которая
приближалась к автаркии, т.е. имела такой
хозяйственный уклад, который позволял ей самостоятельно и полнокровно существовать независимо от иностранного ввоза и вывоза. По отношению к внешнему миру Россия была автономна, обеспечивая себя всеми необходимыми товарами, и сама потребляла почти все,
что производила. Высокие заградительные пошлины на
многие товары стимулировали внутреннее хозяйство.
Зарубежный импорт не имел для страны жизненного значения.
Доля России в мировом импорте составляла
немногим больше 3%, что для страны с населением, равным десятой части всего человечества, ничтожна.
Для сравнения отметим, что большинство западных стран,
обладая незначительной численностью населения, имело долю в мировом импорте во много раз большую, т.е. экономически зависело от импорта.
Вместе с тем Россия обладала огромным экспортным потенциалом, который она не использовала в силу особенностей хозяйственного развития.
Олег ПЛАТОНОВ
Русский путь
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев