Для одних – просто странник Божий,
могущий помолиться. Для других – старец, который опытом
прошел всю жизнь и достиг всех христианских
добродетелей. Некоторые его считали даже святым, который в свое время будет канонизирован Церковью.
Сам же Распутин в беседах со своими почитателями считал себя (и всегда об этом говорил) одним из странников одухотворенных , чья цель в жизни – проповедь слова Божия.
Нигде и никогда Распутин не называл себя ни святым, ни даже старцем.
Главное, о чем он всегда говорил со своими поклонниками, было его толкование Святого Писания, проповедь слова Божия.
На допросе комиссии Временного правительства произошел такой диалог
между следователем и Вырубовой:
«Следователь: В чем же заключалась эта проповедь?
Вырубова: Это бывало довольно интересно. Я даже записывала...
Объяснял Святое Писание.
Следователь: Разве он был начитан в Святом Писании?
Вырубова: Он знал все Святое Писание, Библию,
все...
Следователь: Но ведь он был неграмотен?
Вырубова: Он все знал, все говорил, все объяснял.»
Кроме толкования Священного Писания, Григорий много рассказывал о своих странствиях по России, в Иерусалим, о встречах с разными людьми. А рассказать ему было о чем. Он побывал во многих
русских монастырях, поклонялся святыням. Рассказы его слушались всегда с огромным вниманием. Григорий умел выражать свои мысли образным, пластичным языком.
Почитатели Григория часто заводили тетрадочки
для записи мыслей и молитв, которые они слышали
от него. У Вырубовой, например, было несколько
таких тетрадок. Темы самые разные: «Дивный Бог»,
«Ваша благодать», молитвы, сочиненные старцем,
телеграммы от него.
Знакомый Распутина А.Ф. Филиппов издал брошюру Распутина «Мысли и размышления». Все почитатели Григория занимались распространением
этой книжечки, некоторые его мысли они печатали на машинке и тоже распространяли.
Часто самые близкие из окружения Распутина
собирались у Вырубовой. Сюда порой приезжала и
Царица. Беседовали, обменивались мнениями, часто приезжали и из других городов, например, Зинаида Манчтет из Смоленска, ее Царица любила.
Нередко на Распутина находило вдохновение, и он начинал рассуждать
на какую-то определенную духовную тему и мог говорить так часами в полной благоговейной тишине, среди ловивших каждое его
слово почитателей.
Почитатели всегда просили его помолиться за них, ждали напутственных слов и советов.
◽ Почитатели Распутина были очень строги в быту,
в точности соблюдали посты и все церковные обряды. Многие из них, как их учитель, не ели мяса и молочного.
Постоянно ходили на богомолье в дальние чтимые монастыри.
Образцом самой строгой жизни была одна из ближайших почитательниц Распутина, подруга Царицы Анна Вырубова.
Свою жизнь она посвятила служению Царской семье и Распутину. Личной жизни у нее не было. Здоровая, красивая женщина полностью
подчинялась самым строгим монастырским требованиям.
По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в
это время клеветники в левой печати публиковали самые
гнусные подробности о ее якобы развратной интимной жизни.
Как велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская
комиссия Временного правительства установила,
что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с
одним мужчиной.
А ведь ей приписывали, впрочем, как и Распутину, десятки любовных связей, в том числе и с Царем, и с Распутиным.
После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий
устав и ведя одинокую жизнь. Монахиней она умерла в Финляндии в 1964 году.
Образцом самой строгой монашеской жизни
был и другой друг и почитатель Распутина – епископ Варнава. Еще задолго до возвышения Распутина Варнава был хорошо известен в Петербурге как настоящий религиозный деятель и аскет (два дня в
неделю он вообще ничего не ел, а спал три часа в сутки).
Н.Г. Соловей, хорошо знавший епископа Варнаву, рассказывал,
как последний проводил свои именины (11 июня).
В этот день Варнава поднялся в полпятого, отслужил молебен
и поехал вместе с близкими ему людьми в Михайловский скит, находящийся в 12 верстах от Тобольска. По прибытии на
место сварили картофель с конопляным маслом. Этим картофелем и медом питались целый день.
К вечеру вернулись в Тобольск, где на
квартире у епископа нашли стол, уставленный массой пирогов – подарков от почитателей – и разных других угощений.
Все это принесли в дом епископа в его отсутствие.
Сам епископ ничего не ел, а гостей угощал.
Дружба с Распутиным дорого стоила Варнаве.
Его постоянно травили. Как и Распутину, приписывали всякие гадости.
▫ Да, многим почитателям Распутина приходилось очень несладко, ибо за ними порой тоже велась слежка, собирались сведения, распускались
слухи, осуществлялась травля. Я своими глазами
видел полицейскую информацию о лицах, связанных с Распутиным. Бывали случаи обыска. Так, по приказанию Джунковского, старательно искавшего компромат на Распутина, 11 апреля 1915 года был
произведен обыск в квартире почитателя старца
А.Ф. Филиппова. По сведениям, полученным полицией, на квартире Филиппова спрятана пластинка с записью беседы с Распутиным, где он рассказывал о посещении Царской семьи.
Обыск результатов не дал, но Филиппову нервы потрепали изрядно.
Платонов О. А.
Жизнь за царя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев