Портрет художника Н.Н. Ге. Н.А. Ярошенко. Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Его брат, Иван Ге, известен как талантливый драматург. Родословная Николая восходит к его прапрадеду, французскому аристократу Матьё де Ге (Matieu de Gay), который переселился из Франции в Российскую империю в 1789 году, в разгар начала Великой французской революции. Дед Николая, Осип Матвеевич, служил прапорщиком в Конно-гренадерском полку Военного ордена. По указу императрицы Екатерины Великой от 8 февраля 1793 года, вместе с другими 2406 французскими иммигрантами, он подписал присягу на верность Бурбонской монархии, осуждая тем самым революционные события во Франции. Детство художника было непростым и очень даже несчастливым. Его мать, Елена Яковлевна Садовская, умерла от болезни через три месяца после рождения сына. О воспитании мальчика заботились бабушка Дарья Яковлевна Коростовцева и крепостная няня. Отец был человеком жестоким и воспитывал его в строгости. Так что любви мальчик не знал, его желания не учитывались, поэтому о том, чтобы стать художником никакой речи не было.
Портрет отца художника Николая Осиповича Сначала он жил в Воронеже, а потом его отправили в Киев для того, чтобы он учился в гимназии, после неё он поступил на физико-математический факультет и уже продолжил учёбу в университете Санкт-Петербурга. Понимая, что учёба его не радует и наука совсем не интересна Николай Ге решает бросить университет и поступает против воли отца в Академию Художеств. Там он стал учеником академика и профессора живописи Петра Басина, одного из выдающихся художников Петербурга того времени. Николай усердно изучал и воспроизводил творчество и стилистические приемы своего кумира Карла Брюллова, что оказало заметное влияние на формирование его собственного художественного языка. В течение семи лет обучения в Академии за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге был награжден Малой золотой медалью в 1855 году.
Ахиллес оплакивает Патрокла» Как это бывает у творческой личности метания у художника были. Он долго искал свою тему в искусстве. Его первой большой работой стала картина "Саул у Аэндорской волшебницы". Она была написана под впечатлением от одного библейского сюжета. Согласно ему, дух пророка Самуила был вызван Аэндорской волшебницей, чтобы сделать предсказание о походе на врага. И тот предсказал поражение первому израильскому царю Саулу, из-за которого он лишится своего царства. Николай Ге решил изобразить царя и его спутников поверженными на землю из-за грозной тени пророка, придав царю при этом черты критика Белинского, что было первой странностью Николая Ге. Но несмотря на это, он получил золотую медаль Академии Художеств и звание классного художника, а вместе с этим и право на заграничную поездку.
"Саул у Аэндорской волшебницы". Путешествуя по Германии, Швейцарии, Франции и Италии, молодой художник Николай Ге обогатил свой творческий взгляд, столкнувшись с разнообразными художественными культурами и направлениями. В Париже он посетил Салон 1857 года и выставку, посвящённую творчеству Поля Делароша после его смерти, которые оказали значительное влияние на его художественное видение. В Риме Ге познакомился с Александром Ивановым, чьё мастерство произвело на него неизгладимое впечатление, что нашло отражение в работе «Возвращение с погребения Христа», созданной в 1859 году.
«Возвращение с погребения Христа» В то время, как Ге продолжал работу над портретами, как, например, в 1858 году, когда он создал портретный этюд своей жены, он также занимался историческими сюжетами. Среди них были «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858).
«Любовь Весталки»
«Разрушение Иерусалимского храма» Эскиз «Смерть Виргинии» был создан под влиянием работы Карла Брюллова «Последний день Помпеи», демонстрируя драматизм и выразительную гестуляцию.
«Смерть Виргинии» Однако Ге выразил недовольство данными работами и временно отказался от исторических сюжетов в пользу пейзажей и этюдов с натуры, особенно во время своего пребывания в Неаполе. В 1860 году, после переезда во Флоренцию, Ге начал работу над эскизом «Смерть Ламбертации», но вскоре отказался от неё. Однако в 1861 году он создал одно из своих наиболее значительных произведений — «Тайная вечеря», которую представил в Санкт-Петербурге на осенней выставке в Академии Художеств в 1863 году.
Тайная вечеря», Произведение вызвало широкий резонанс среди публики и было критически воспринято официальной прессой за «торжество материализма и нигилизма», а цензура даже запретила его копирование. Тем не менее, картина была приобретена для личной коллекции российского императора, обеспечив Ге общественное признание и успех. Техника работы над «Тайной вечерей» отличалась особой трудоёмкостью и инновационностью. Изначально Ге создал скульптурный эскиз для выявления экспрессии формы, что позволило ему в дальнейшем отказаться от традиционной цветовой системы в пользу моделирования объёма с помощью света. Он также подготовил ряд живописных этюдов, в частности, изобразил голову апостола Иоанна со своей жены, а Петра — с себя самого. Образ Христа был создан на основе портретов Александра Герцена и русского певца Григория Кондратьева. На подготовительном этапе работа заняла всего неделю, за которой последовали месяцы интенсивной работы. Классическая библейская тема была представлена в новом, эмоционально насыщенном свете. После краткого периода возвращения в Россию в начале 1864 года, Николай Ге снова отправляется во Флоренцию. Там он активно посвящает себя созданию эскизов на библейские темы, среди которых «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и другие, и приступает к работе над масштабной картиной «Вестники Воскресения».
Христос и Мария, сестра Лазаря»,
«Вестники Воскресения»
Христос в синагоге. Во время этого периода пребывания в Италии Ге углубляет свои связи с Александром Герценом, встреча с которым оставила неизгладимый след в его сердце. С восторгом и радостью вспоминал Ге неожиданный визит Герцена к нему в конце 1866 года. С согласия Герцена художник приступил к созданию его портрета — задача, которая таила в себе немалый риск, учитывая политический статус Герцена как «государственного преступника» и активного критика крепостничества и русского самодержавия.
Портрет Александра Ивановича Герцена Работа над портретом была завершена всего за пять сеансов, что придало ей особую свежесть и непосредственность. По мнению критиков, этот портрет стал вершиной художественного наследия Николая Ге. Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех.
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством. С 1869 по 1875 год Ге проживал и творил в Санкт-Петербурге, где создал портреты выдающихся представителей русской интеллигенции того времени, включая Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Костомарова, Михаила Антокольского. Он также выполнил скульптурный портрет известного критика В. Г. Белинского.
Ивана Тургенева,
Портрет Николая Некрасова,
Портрет Михаила Антокольского. В этот период Ге также обратился к историческим темам, создав произведения «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые, однако, не достигли такого же мастерства исполнения, как его «Допрос Петра I».
«Екатерина II у гроба Елизаветы»
«Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» Неудовлетворённость своим творчеством и материальные трудности побудили Ге оставить столицу и переехать на Черниговщину, где он приобрёл хутор недалеко от станции Плиски. До 1879 года художник почти не занимался искусством, переживая глубокий духовный кризис и занявшись изучением религии и морали, приходя к выводу, что искусство не должно быть средством для заработка. Однако необходимость решить материальные проблемы и погасить долги вынудила Ге принимать заказы на портреты от местных зажиточных жителей, к которым он относился без особого энтузиазма. Среди выполненных работ были портреты сахарозаводчика Терещенко и его супруги, а также крепостного помещика И. Я. Петрункевича. Картина «Милосердие» (1880), изображающая Иисуса Христа как оборванного нищего, стала отражением духовного кризиса Ге и вызвала резкую критику, не найдя признания в обществе. В результате художник уничтожил это полотно, однако позже специалисты Третьяковской галереи смогли обнаружить его под маслом картины «Что есть истина?», что стало свидетельством не только его творческого поиска, но и глубокого личностного переживания.
«Милосердие» В 1882 году, находясь в Москве, Николай Ге знакомится с Львом Николаевичем Толстым, что становится важным событием в его жизни и творчестве. Два года спустя, в 1884 году, художник создает портрет Толстого, внося важный вклад в галерею изображений выдающегося русского писателя.
Портрет Л.Н. Толстого После этого Ге обращается к новому циклу работ на религиозные темы, включая «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и несколько вариантов «Распятия».
«Выход с Тайной вечери»
«Что есть истина?»
«Иуда»
«Суд Синедриона.Повинен смерти“»
«Распятия». В тот же период он создает портреты Лихачевой, Костычева и других, а также выполняет иллюстрации к произведению Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. В российской прессе разгорается ожесточенная дискуссия по поводу последних религиозных картин Ге. Большинство критиков высказывается крайне негативно о «Что есть истина?», указывая на несоответствие смыслу евангельского рассказа. Тем не менее, некоторые защищают работу Ге, в том числе Даниил Мордовцев. Тем не менее, общественная реакция и официальная критика приводят к запрету выставления картины по решению К. П. Победоносцева, который видел в ней «кощунственное» изображение, способное вызвать нарекания на правительство. Подобная судьба постигает и другие произведения Ге, включая «Суд Синедриона» и «Распятие», которые также сталкиваются с критикой и запретами. Несмотря на все трудности, Ге остается удовлетворенным тем впечатлением, которое оставили его картины. Он считает, что в этих работах он смог «найти» себя, разработав независимый взгляд на окружающую действительность и выразительную манеру живописи
Портрет Николая Ге. И. Е. Репин. 1880 Николай Николаевич Ге умирает на своем хуторе Ивановский 1 (13) июня 1894 года, оставив после себя богатое творческое наследие. Его вклад в развитие реалистического направления в изображении библейских сюжетов был высоко оценен критиками и продолжает вдохновлять новые поколения художников. #Хивопись
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев