В ожидании шафера Илларион Михайлович Прянишников – русский живописец, педагог и выдающийся мастер жанровой живописи, один из основателей и бессменный член правления Товарищества передвижников, член Петербургской академии художеств.
В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишников Художник Илларион Прянишников родился в марте 1840 года в селе Тимашово (Боровский уезд Калужской губернии), в семье купца. С самого детства увлекался живописью и в 1852 году, в возрасте 12 лет, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, после года обучения, из-за тяжёлого материального положения, вынужден был оставить учёбу и пошёл работать в купеческую лавку «мальчиком». Только в 1856 году Прянишников сумел вернуться в стены училища. Учителями Прянишникова в Московском училище были Е.С. Сорокин, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко и Е.Я. Васильев. И именно Егор Яковлевич Васильев добился, чтобы талантливый молодой художник Прянишников учился бесплатно, а кроме того поселил ученика у себя. В училище Илларион Прянишников подружился с Василием Перовым, молодые люди помогали друг другу (Прянишников, например, позировал Перову при создании картины «Приезд станового»), а в 1862 году они вместе провели всё лето в Троице-Сергиевой лавре. Через два года, в 1864 году, за картину «Чтение письма в мелочной лавке» Илларион Прянишников был награждён Малой серебряной медалью.
Чтение письма в мелочной лавке А в 1865 году, в год окончания училища, за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве», художник получил Большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени.
Шутники. Гостинный двор в Москве Эта работа принесла Иллариону Михайловичу широкую известность. Было принято решение отправить «Шутников» на Международную выставку в Вену. Однако, в австрийской столице картину публике так и не показали. По слухам, поступило распоряжение картину убрать, чтобы не показывать «свои язвы Европе».
Спасов день на севере В 1869 году Прянишников самым активным образом (стал одним из членов-учредителей) участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок – много лет художник не пропускал ни одной выставки, регулярно представлял свои работы для организации выставок, а уже со второй выставки Товарищества стал бессменным членом правления этого объединения художников.
Порубка Примерно со второй половины шестидесятых годов девятнадцатого века, в течении почти десяти лет, Прянишников пишет картины о московском быте. В те времена художник написал: Для нас, русских жанристов, Москва — клад. Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью. В этот период были написаны «У театра марионеток», «Калики перехожие», «Швея» и многие другие работы.
Калики перехожие За картины «Калики перехожие» и «Швея», Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.
«У театра марионеток», А со второй половины 70-х годов Илларион Михайлович, следуя тенденциям русской живописи того периода, переходит в «многомерному» изображению, которое предполагает большую колористическую насыщенность и композиционную целостность сюжета. Картина того периода «Порожняки», которая была показана публике на выставке Товарищества в 1871 году была очень хорошо принята публикой и критиками, и принесла её автору новый успех. Газеты писали, что Прянишников – это художник-новатор, который удачно соединил пейзаж и жанровый мотив. «Порожняки» были приобретены, ещё до открытия выставки и П.М. Третьяков, который никогда не приобретал для своей коллекции копий и повторений, заказал автору копию (повторение) для своей галереи.
Порожняки В 1874 году Прянишников завершил полотно «В 1812 году» — художник работал над этой картиной почти 10 лет, написал несколько вариантов картины (четвёртый вариант находится ныне в Третьяковской галерее).
В 1812 году Увидев это полотно Крамской написал Репину: Прянишников написал хорошую вещь — „Пленные французы в 1812 году“». С 1873 года Илларион Прянишников начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками, в разное время, были Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Коровин, Корин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.
Госпожа Белюстина М.Г. Прянишников, постоянно проживая в Москве, много путешествовал и особенно часто ездил на Русский Север, с удовольствием и любовью писал картины из жизни Русского Севера.
Возвращение с ярмарки В 1891 году, узнав, что болен туберкулёзом, художник поселился в Крыму, но через год вернулся в Москву и вскоре, в 1893 году, был избран действительным членом Академии художеств. А в марте 1894 года художника не стало. Похоронен Илларион Прянишников в Москве, на кладбище Ново-Алексеевского монастыря
Жестокие романсы
Конец охоты
Дегустаторы
Дети на рыбалке
На Лысой горе
На тяге
Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1