БОРИС ПАСТЕРНАК :,,В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало. Сокращу рассуждения. Не возьму греха на душу, если скажу: за вычетом Анненского и Блока и с некоторыми ограничениями Андрея Белого, ранняя Цветаева была тем самым, чем хотели быть и не могли все остальные символисты вместе взятые. ,,
ТЕБЕ - ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ (1919).
К тебе,имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу,-
Из самых недр -- как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:
-- Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
-- Ртом не достать! -- Через летейски воды
Протягиваю две руки
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу -- в ад,-
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке -- почти что горстка пыли --
Мои стихи! -- я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я -- или
В котором я умру.
На встречных женщин -- тех, живых, счастливых,
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
-- Сборище самозванок! Всe мертвы вы!
Она одна жива!
Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!
О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, --
Тебя не дождалась!
И грустно мне еще, что в этот вечер,
Сегодняшний -- так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, -- и навстречу
Тебе -- через сто лет.
Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
-- Все восхваляли! Розового платья
Никто не подарил!
Кто бескорыстней был?! -- Нет, я корыстна!
Раз не убьешь, -- корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
Чтоб ночью целовать.
Сказать? -- Скажу! Небытие -- условность.
Ты мне сейчас -- страстнейший из гостей,
И ты окажешь перлу всех любовниц
Во имя той -- костей.
Уже при Хрущёве, в «оттепель» стали появляться в печати стихи Марины Цветаевой.
Сопровождались они статьями, как правило, соответствующими последним постановлениям партии и правительства. Писали, что Цветаева не понимала революции.
Не сразу сформировалась как поэт, сказывалось, мол, происхождение.
Снятие цензуры принесло потоки «солёненьких подробностей биографии». Иные продолжают пригвождать Поэта к позорному столбу… Молнии по сей день ударяют в дуб.
Марина Ивановна Цветаева – великий русский поэт, а остальное от лукавого.
Румяная, любящая жизнь девушка, из профессорской семьи принесла этому миру чудо!
А вот, чем мир ответил на чудо, и называется биографией поэта.
И грустно мне ещё, что в этот вечер,
Сегодняшний – так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, – и навстречу
Тебе – через сто лет.
Комментарии 4
К тебе,имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу,-
Из самых недр -- как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:
-- Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
Можно понимать это как обращение поэта через сотню "разьединяющих лет"к будущим поколениям,которые поймут и полюбят...но прочитывается оно и несколько по-иному...как обращение к единственному мужчине,кот.будет жить через сто лет и который забудет всё ради неё...
Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!
Как заметила А.Саакянц:"смысл стих.перешагнул через его замысел,древний,как сама поэзия,.Женщина,которую столь мало и не так любили на земле,но которую-она это знает-будут любить,когда её не станет.Она восторжествует посмертмо:у того,через сто лет,она будет единственной и желанной возлюбленной."Ради этого полного то...ЕщёВ 1919г Цветаева в возрасте 27 лет пишет стих."ТЕБЕ,ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ"
К тебе,имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу,-
Из самых недр -- как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:
-- Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
Можно понимать это как обращение поэта через сотню "разьединяющих лет"к будущим поколениям,которые поймут и полюбят...но прочитывается оно и несколько по-иному...как обращение к единственному мужчине,кот.будет жить через сто лет и который забудет всё ради неё...
Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!
Как заметила А.Саакянц:"смысл стих.перешагнул через его замысел,древний,как сама поэзия,.Женщина,которую столь мало и не так любили на земле,но которую-она это знает-будут любить,когда её не станет.Она восторжествует посмертмо:у того,через сто лет,она будет единственной и желанной возлюбленной."Ради этого полного торжества,ради восстановления справедливостои судьбы затеян этот диалог,преодолевающий время:
- Через летейски воды
Протягиваю две руки
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу -- в ад,-
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
...
Да...были люди ...Глыбы!