Эту ошибку делают в той или иной форме почти все.
Кажется, из классических фэнтезийных образов кочевника — грязного, крайне воинственного, неграмотного, живущего родоплеменным строем, поклоняющегося примитивным идолам, не знающего ремёсел, живущего грабежом — в применении к монголам работал хотя бы приблизительно только один: они действительно были крайне военизированным обществом. Для подобных культур историки придумали термин «народ-войско». В той или иной степени владеть оружием умел примерно каждый монгол и примерно каждая монголка — девочкам тоже с детства выдавали лук. Со времён Чингиз-хана это стало ещё более прочной практикой.
В остальном же... ну, давайте по пунктам.
Грязь. Монголы знали и любили гигиену, просто применяли её нестандартными методами. Водой они действительно мылись редко; вместо этого монгол намазывался маслом, обсыпался чистым песком и обскребался. Местами это делало его чуть более чистым, чем средний европейский крестьянин.
Почему же действительно во многих источниках упоминается специфический и характерный — и многим неприятный — монгольский запах? А вот почему: монголы ни в какой степени не считали грязью конский пот. Монгол с самого раннего детства рос в постоянном контакте с конями, конь был не просто другом — симбионтом, неразрывным спутником, монгол без коня — полмонгола. Поэтому если испачкавшись в чём-то неприятном, монгол честно старался оттереться и отчиститься, то вот запах конюшни был для него обычным, чистым запахом, предельно естественным, все так пахнут, сам хан так пахнет, прекрасные девы так пахнут, и это приятный запах нормального человека. Для европейца, даже привычного конника, это не совсем нормально — всё-таки даже дружинники князей и рыцари, много времени проводившие в седле, не общались с конями настолько постоянно.
Неграмотность. Ха! Имперская письменность при Чингизе была успешно заимствована у уйгуров, и к моменту правления Хубилая уже была внедрена на всех уровнях монгольской знати; грамотность среди аристократии достигала почти ста процентов. Простые пастухи были неграмотны, да; как и подавляющее большинство простолюдинов что в Китае, что в просвещённой Европе. Уже при Чингизе у монголов существовала огромная поэтическая и летописная традиция, а с широким распространением удобного письма книжная культура в Империи начала по-настоящему процветать. Средний аристократ должен был обучаться не только грамоте, но и истории, и стихосложению, и ораторской речи. Не напрасно нам досталось столько монгольских источников, включая драгоценное «Сокровенное сказание», внутреннюю, семейную историю дома Чингизидов. Они их честно записывали.
Любопытно тут то, что сам Чингиз, кажется, так и умер слабограмотным — учиться во взрослом возрасте трудно. Но он был чертовски сообразительный тип, и абсолютную пользу грамотности осознал, даже не сумев её толком освоить сам; и внедрял её так же, как и всё остальное — жёсткими административными методами по всем имперским землям.
Родоплеменной строй к Высокому Средневековью у монголов отмер где-то уже несколько веков тому, и был окончательно добит Чингизом. Понятие «урук» — «род» — существовать продолжало, но родовые отношения касались исключительно социальных взаимодействий, да и рода эти были скорее уже не родами в собственном смысле этого слова, а чем-то средним между крестьянской общиной и шотландским кланом. Во всех организационных делах монголы ещё до Чингиза успешно разработали собственную форму феодализма — вассально-сюзеренских отношений, где харачу — простые пастухи — ходили под рукой нойона — князя — тот в свою очередь служил князю покрупнее или царю-хану, а на вершине всего красовались ханы священной Золотой Крови — дом Чингиза. Чингиз дополнительно разверстал всю Империю на десятичные доли — сотни, тысячи, тумены — и каждая из этих областей была обязана поставить соответствующее количество воинов. В самой Монголии территории этих «военных округов» совпадали с территориями княжеств, в подчинённых землях могло быть по-разному; в целом можно сказать, что эта имперская организация постепенно вытесняла даже классический феодализм, пусть никогда и не вытеснила его до конца.
Поклонение идолам. Религия монголов — тенгрианство — была крайне высокоразвитым направлением шаманизма наподобие японского синто. Ко временам Хубилая шаманы составляли настоящую «корпорацию», занимаясь медициной, культурой, искусством, давая советы ханам и выступая при них дипломатами. На базе тенгрианства постепенно оформлялась настоящая этическая религия — концепция универсального Закона Вечного Неба, которому люди должны следовать, и Чингиза как своего рода мессии, идеального правителя-пророка, посланца Неба. Центром этого культа была священная гора — естественный мавзолей Чингиза, место, где до сих пор витает его дух. Кроме того, среди монголов свободно распространялись все основные мировые религии — существовала и мощная исламская община, и христианство, и, конечно, тибетский буддизм, в Монголии принимавший откровенно «шаманизированную» форму.
Развитие ремёсел у монголов было до какой-то степени предопределено их кочевой жизнью. Каменного строительства, например, они и правда почти не знали. Но монголы были, например, умелыми кузнецами; останавливаясь на зиму у богатых рудой гор, они организовывали мощные сталеплавильные печи. Ремесло кузнеца считалось крайне почётным, в частности, Золотой Род Чингиза гордился тем, что предки Потрясателя Вселенной были именно потомственными мастерами кузни. Кроме этого, монголы активно ткали, занимались войлочным валянием, ювелирным делом, резьбой по дереву и кости, художественным литьём, кожевничеством, изготовлением музыкальных инструментов, сложным поварским искусством, умели делать красочные изразцы и превосходную керамику.
Набеги и грабительство. Монголы действительно активно занимались «набеговым хозяйством». Но на набегах имперскую экономику не построишь. На самом деле главным хозяйственным базисом для монгольской орды было невероятно развитое животноводство. Именно бесчисленные и очень хорошо управляемые стада самого разнообразного скота снабжали монголов мясом, молоком, кожей, шерстью, костью и рогом. Во время войны монголы фуражировали напропалую, города зачищались до голых стен, но между войнами — а Империя в эпоху расцвета переживала долгие периоды мира — они превосходно справлялись с поддержанием благосостояния собственными силами.
Всё это важно и ценно понимать, если вы занимаетесь любым моделированием монгольской жизни — в художественном тексте, ролевой игре, кинематографе. Дальние родичи-двоюродные предки монголов, гунны, запомнившиеся Европе, действительно были изрядными варварами, но со времён гуннов до времён Империи прошли века — не меньше, чем со славянского «времени Бусова» до владимирских князей, или со вторжения готов и германцев до империи Фридриха Барбароссы. Всё это время монголы не стояли на месте.
Понимание того, насколько монголы были развиты, полезно ещё и тем, как мне кажется, что это снимает очень острый вопрос, которым волей-неволей задаётся чуть ли не любой школьник, проходя по истории татаро-монгольское иго. Нам сперва рассказывают про сияющую Киевскую Русь, владычицу городов, чуть ли не на равных общающуюся с Византией и уж точно на равных — с европейскими державами. А потом вся эта красота рушится в одночасье, сметённая некими безликими дотракийцами из степей. Как?? Да никак. Не было такого; а было противостояние действительно сильной и развитой русской цивилизации — с не менее сильной и развитой цивилизацией монголов, и вышло так, что русская ситуативно проиграла. Это как-то и менее обидно, на мой неискушённый вкус.
Автор - Barunzir Daurug
Источник: Канал "Лига историков"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев