Но перед тем, как стать фильмом, «Старый Новый год» тринадцать лет был знаковым спектаклем МХАТа – здание театра не случайно появляется крупным планом в конце второй серии.
Режиссерский дуэт Олега Ефремова и Наума Ардашникова перенес постановку на экран, почти целиком сохранив актерский состав.
Перед Ардашниковым стояла непростая задача – перевести пьесу Михаила Рощина с «театрального» на «кинематографический» язык, сохранив все нюансы спектакля Олега Ефремова.
Фильм сняли за две недели, летом 1980 года, а потом еще полгода ждали наступления зимы, чтобы добавить снежных уличных планов. Он вышел на экраны 2 января 1981 года в вечернем эфире Первой программы и сразу стал хитом.
В мещанствующих работягах Себейкиных и философствующих интеллигентах Полуорловых советские зрители узнавали себя и соседей, а финальная сцена в бане староновогоднего фильма отчетливо рифмовалось с прологом другого новогоднего хита – «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова.
Рифмовался «Старый новый год» и с другим недавним на тот момент хитом, «Неоконченной пьесой для механического пианино» Никиты Михалкова, казалось, что герой Александра Калягина перескочил из одного столетия в другое, сохранив надлом и слабость к философским разглагольствованиям.
Именно здесь, в «Старом Новом годе» на экране впервые появится будущая звезда «Курьера» и «Интердевочки». Анастасия Немоляева сыграет капризную Лизу Себейкину - «дайте девочке посмотреть» и «моё берут».
Зрители оценят и особый акцент на роли искусства в жизни Полуорловых и Себейкиных. Когда у первых играют «Элегию» Массне, у других поют на кухне народную «Однажды морем я плыла», когда в интеллигентской семье исполняют «Берёзовый сок» Вениамина Баснера, в рабоче-крестьянской гремит «Хасбулат удалой», стены первой квартиры украшены репродукцией «Постоянства памяти» Сальвадора Дали, а во второй – «Богатыри» Васнецова.
Вторая и последняя киноработа Олега Ефремова станет главным фильмом Старого Нового года.
Сегодня самое подходящее время подумать, «сколько вытечет портвейна из открытого бассейна», «отпустить бороду и бродягой пойти по Руси», и вспомнить, что «есть такие, которые с жиру бесятся, мол всё есть, ничего не надо. А есть такие, которые всё ам, ам».
Одним словом – «Зачем нам оливье? Винегрета навалим, сосисок сверху».
А «если ребенок плохо учится, то пусть хоть одевается хорошо!»
С наступивщим, «римлянцы, совграждане, товарищи дорогие», приятного кинопросмотра!
#кино #киносссркомедия #кинопроп #люблюкино
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев