(Счастье без компромиссов)
2 августа 1977 года ЦК КПСС издает постановление «О мерах
по дальнейшему развитию советской кинематографии». Именно оно определит магистральные направления работы Госкино СССР.
Документ прямо говорит о тенденции к производству фильмов, не отвечающих «идейно-эстетическим критериям советского искусства», и о возросших запросах зрителя.
«Кинематографу не достает глубины в художественном отображении важнейших процессов современности».
Семидесятые годы XX века, которые принято называть «эпохой застоя» и в советской кинематографической и научно-исторической среде, на самом деле оставили в истории фильмы о глубинных духовных исканиях человека, потерявшего свое место в жизни и не обретшего новых смыслов. И это заметно расходилось с идейно-эстетическими канонами партии.
Владимир Меньшов оказался в нужное время в нужном месте. Окончив Школу-студию МХАТ в 1965 г., а затем в 1970 г. аспирантуру при режиссерском факультете ВГИКа, начинающий режиссер со сценическим опытом Астрахани, уже успел познать все тяготы работы и токарем и шахтером.
Он пребывал в положении главной героини своего фильма, Кати – пытался обрести подлинное счастье.
После ВГИКа, Владимир Меньшов вошел в огромный мир кино без маяков и ориентиров, время от времени получая спасительные предложения вроде ролей в «Счастливом Кукушкине» (1970 г.) и «Человеке на своем месте» (1972 г.).
Подлинным же спасением стал «Розыгрыш». Дебютный фильм Меньшова снят по сценарию Семена Лунгина, сценариста «Зноя» (1962 г) Ларисы Шепитько и неповторимого «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964 г.) Элема Климова.
Сценарий «Розыгрыша» изначально вызывал сомнения у Госкино, «раззадоренного» бравурной славой фильма «Не болит голова у дятла» (1974 г.) Динары Асановой – истории успеха школьника, ставшего барабанщиком в составе ВИА.
«Розыгрыш» замышлялся в похожей тематической канве, и чуть было не закрылся, настолько рискованным казался его сценарий заказчику.
Однако игра стоила свеч, а риск оправдался.
«Розыгрыш» получил четыре Государственных премии, и его посмотрели более 33-х миллионов зрителей.
«Москве…» же было уготовано особое место в системе координат культуры СССР.
Второй полнометражный фильм Владимира Меньшова, (выпускника легендарной «аспирантской» мастерской Михаила Ромма, в которой учился и другой «режиссер эпохи» Никита Михалков) вот уже 50 лет заставляет спорить о причинах своего феноменального успеха и киноведов, и критиков, и простых зрителей.
Сценарий, претерпевший десятки правок, съемки, сопровождавшиеся чередой неурядиц, сложный студийный монтаж и опасения Госкино, (оставившие на теле фильма глубокие шрамы) - эти испытания стали проверкой на прочность, жерновами эпохи, через которые прошел киношедевр Меньшова.
Производственная пьеса Валентина Черныха о трех провинциалках в столичное круговерти из скромной заявки на «фильм о Москве» стала одним из главных символов эпохи, разошлась на цитаты, дала ролевые модели нескольким поколениям зрителей.
Но были у фильма и очень простые, поставленные заказчиком задачи.
Порой современный зритель и не задумывается, какие проблемы просили вынести на обсуждение зрителя, на какие вопросы ответить художественными решениями.
КИНОПРОП расскажет вам то, что осталось за кадром исследований, рассказов и передач посвященных фильму «Москва слезам не верит».
Подписывайтесь https://t.me/kinopropaganda и оставайтесь с нами!
В качестве иллюстрации использована: цифровая копия афиши фильма «Москва слезам не верит» из фондов ФГБУК «Государственный центральный музей кино».
#кино #киноСССР #кинопроп #кинолюбы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2