Но ещё с незапамятных времен эти места обживались разным людом. На рубеже XVIII-XIX веков здесь вовсю рыбачили, работавшие на богатых казаков ватаги забродников. Нравы царили полудикие, православная вера едва теплилась. Вот почему поселившийся у косы Долгой отставной казачий полковник Галушка на свои средства в 1815 г. поспешил выстроить молитвенный дом. Освятили его во имя Животворящей Троицы.
Но сегодня мы поговорим о Свято-Никольском храме….
Рождению этого храма в честь Николая Угодника, покровителя моряков,
предшествовал сход казаков. И 19 июля 1909 года состоялась закладка
церкви. Вскоре белокаменный храм стал гордостью станицы, благовест его колоколов был слышен на другом берегу. Освящали его в первой половине 1913 года.
Началась Первая мировая война. Верное долгу казачество ушло на фронт. Не одну сотню поклонов отбивали церквях, женщины ожидая своих воинов.
Шли последние годы перед октябрьским переворотом. Последние годы
жизни в сложившейся традиционной , законной системе. Последние годы
Господом Иисусом Христом. Далее для одних - путь безбожья, для других-
путь мученичества и славы Господней.
Наступил 1917 год. Многие российские священнослужители, верующие
люди ещё не подозревали, что им предстоит пополнить ряды новомучеников Российских. Среди них были и должанские священники.
С установлением советской власти 4 декабря 1922 года в Должанском
волостном исполкоме Советов рабочих и крестьянских депутатов был
заключен «Договор власти» с активом Свято-Никольской церкви. В
бесплатное и бессрочное пользование верующим передавалось церковное помещение и богослужебное имущество ,в том числе иконы, хоругви, колокола.
В договоре верующие обязывались «беречь переданное народное
достояние,…принимая на себя ответственность за сохранность врученного имущества…За пропажу или порчу переданных предметов нести материальную ответственность…Прихожане обязывались допускать
беспрепятственно во внеслужебное время уполномоченных Советом рабочих и крестьянских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру переданного имущества... обязывались не проводить акции во вред советской власти… Обязывались из своих средств производить ремонт, страхование,
охрану, оплату налогов и обложений». Отдел управления Донского
окружного исполкома зарегистрировал общину как «Православное
Никольское религиозное общество».
По истечении некоторого времени производилась перерегистрация общины верующих. Для того, чтобы провести собрание внутри прихода, необходимо было испрашивать на то разрешение в административном отделе города Ейска (в милиции). В административный отдел Ейского райисполкома регулярно подавались сведения о священно- и церковнослужителях Никольской православной общины, списки верующих, принятых или выбывших из прихода. Вот что представлял собой Свято-Никольский храм в конце 1922 года: здание каменное, крыто железом. Святой Престол из кипарисового дерева, святой жертвенник мраморный, крестов напрестольных -два, две плащаны (большая и малая). Иконостас – мраморный. В храме 48 икон, написанных на дереве, - под стеклом. А на металле икон без рам – 8 больших, 6 средних и 9 малых. На колокольне – 8 медных колоколов.
Неподалеку – кирпичная, крытая железом сторожка, рядом сарай. Вся
территория была огорожена железной оградой. Настоятелем храма в то
время являлся священник Димитрий, диаконом служил отец Михаил
Светлов, псаломщиком - Виктор Федосьевич Тимошенко.
Хозяйственные вопросы решали избранные приходом члены церковного
совета во главе с казначеем.
Когда по стране провели акцию изъятия богослужебных предметов на борьбу с голодом, Свято-Никольский храм не стал исключением. В мае 1922 года из церкви были изъяты: дискос, звездица, два кадила, один серебряный рубль с горстью копеек, две крышки с Евангелий, одна лампада, пожертвования прихожан – 9 серёжек, одна брошь, три кольца. Всё – из серебра, весом 5.8 фунта. В присутствии настоятеля – священника Петра Карамзина членами комиссии был составлен акт и изъятое отправлено в город Ейск, а оттуда – в Краснодар.
Продолжение следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4