Переходный период между младенчеством и ранним детством часто называют кризисом одного года. Как и любой кризис, он связан с возросшей самостоятельностью ребёнка и появлением аффективных реакций.
Аффективные вспышки у малыша обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов, жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Поскольку ребёнок уже ходит или активно ползает, в это время резко увеличивается круг доступных ему предметов. Поэтому взрослым приходится убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги.
Не все желания ребёнка выполнимы, потому что его действия могут навредить ему самому или окружающим. Конечно, малыш и раньше знал слово «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Аффективные реакции на очередное «нельзя» или «нет» могут быть очень сильными. Некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами.
Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания в семье. Это может быть излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае.
Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых помогают смягчить кризис и избавиться от острых эмоциональных реакций.
Нет комментариев