1 век - об этнониме «гаргареи», согласно некоторым авторам связанном с ингушским термином «гаргара» («родственный»/«близкий»), упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками. Известным учёным Е.И. Крупновым этноним «гаргареи» («гаргарейцы»), имеющий хурритские корни, был отождествлён с самоназванием ингушей - «галгаи» (ингуш. гIалгIай). В русских источниках этноним «галгай» впервые становится известным во второй половине XVI в. в форме «калканцы», «калки», «калканские люди». Упоминание этого этнонима встречается в статейных списках русских посольств в Восточную Грузию (Кахетию), подробно описывающих как сам путь следования, так и происшествия, случавшиеся по дороге. А в грузинских источниках этноним «галгай» известен в форме «глигви».
К 100 году на обширной территории степей и предгорий Северного стали жить аланы, они выделились из состава аорсов и заняли обширную территорию от Каспийского моря до Черного и Азовского морей, а также территорию между Нижней Волгой и Нижним Доном. Но много сведений об аланах было из древних армянских, византийский источников, и вполне возможно, что историки средневековья аланами считали все народы Северного Кавказа. Но возможно после этого часть аорсов ушло на территорию современной Чечни и стало тейпом Орсой. У всех чеченских тейпов есть своя история, я об этом часто пишу в своих статьях.
2 век - в сочинениях античных авторов Плиния Старшего (I век) и Клавдия Птоломея (II век) дидойцы (дидури) упоминаются как племя на Кавказе. Под этим названием известна (до середины XI века) конфедерация союзов сельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана. С конца XV века дидойцы - чисто этническое понятие.
370 год - царь Албании Урнайр, принял христианство, крестившись в Армении.
371 год - первое появление маскутов на исторической арене. В 371 г. маскуты выступают в качестве союзников албанского царя Урнайра в набеге на Армению (инициированном опять-таки Шапуром II); но они были разбиты армянским полководцем Мушегом Мамиконяном. При правлении царя Урнайра в 70-х гг. IV в. в Албании было введено христианство (богослужение велось на армянском языке). Но христианство не было обще албанской религией. В районах, где было сильно влияние иранского языка (на юге и на побережье Каспийского моря), распространялся зороастризм. В раннем средневековье агулы входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).
372 год - перейдя Волгу гунны (большое объединение тюркских, монгольских и угрских кочевых племен) нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. Началось великое переселение народов. Аланы закрепились в Центральном Предкавказье и распространили свое влияние на обитателей горного района. Гунны подобно смерчу пролетели около Северного Кавказа, оставив за аланами роль решающей силы в этом регионе. с 4 века н.э. происходит усиление "тюркского фактора", который, на протяжении последующих 1000 лет, стал играть одну из ведущих ролей на Северном Кавказе.
415-420 годы - единственным известным языком Албании является агванский, иначе «гаргарейский», письмо для которого было создано Маштоцем при помощи албанского епископа Анания и переводчика Вениамина. Армянский писатель V века Корюн, автор «Жития Маштоца», сообщает, что агванский алфавит был создан Месропом Маштоцем,
приезжавшим из Армении между 415 и 420 годами после христианизации этой страны.
А Ибн Хаукаль писал в 978: для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки <чем персидский и арабский>, как армянский - для жителей Дабиля и области его, а жители Берда’а говорят по-аррански. По данным современной лингвистики, агванский был предком современного удинского языка. Относился к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков, представляя собой старое состояние удинского языка. Однако в конце концов он так и не стал общеалбанской лингва франка, он был широко распространён до 10-12 веков на левобережье Куры (современный северный Азербайджан, восточная Грузия и часть южного Дагестана), после чего постепенно вытеснялся тюркскими диалектами, армянским и грузинским языками.
450 год – считается, что в 5-м веке аланы установили свой контроль над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно назывался «Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Аланы были хорошими воинами, по этой причине, аланские воинские отряды служили во многих государствах Кавказа и Ближнего Востока – в Грузии, Армении, Византии и т.д. Но мне кажется, что в эти времена грузинские, армянские и византийские историки, аланами называли все народы, входившие в аланский союз племен, древние вайнахи служили во многих античных царствах в качестве наемных воинов, но их все равно считали аланами.
450 год – считается, что в 5-м веке аланы установили свой контроль над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно назывался «Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Аланы были хорошими воинами, по этой причине, аланские воинские отряды служили во многих государствах Кавказа и Ближнего Востока – в Грузии, Армении, Византии и т.д. Но мне кажется, что в эти времена грузинские, армянские и византийские историки, аланами называли все народы, входившие в аланский союз племен, древние вайнахи служили во многих античных царствах в качестве наемных воинов, но их все равно считали аланами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1