После смены власти в Сирии забытый, казалось бы, проект вновь активно входит в информационную повестку дня
После падения многолетнего режима Асада давно замороженный проект трубопровода между Турцией и Катаром через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, может быть возобновлён, если в Сирии будет территориальная целостность и стабильность. Вполне логично, что тесно связанное с Анкарой правительство «новой» Сирии в должной мере прислушается к мнению старших товарищей.
Проект протяженностью в несколько тысяч километров и мощностью до 40-45 млрд. кубометров ежегодно, был разработан Турцией и Катаром при участии ряда компаний Италии, Нидерландов и Германии в начале 2000-х годов.
Неофициально сообщалось, что ситуация упиралась в нежелание «режима Асада» содействовать катарско-турецкому проекту. Затем появился альтернативный проект из Катара через Саудовскую Аравию и далее Ирак в Турцию и далее на Балканы. Однако протяжённость этой магистрали и её инвестстоимость на поверку оказались на четверть и на почти на треть больше, чем «транссирийской». Власти же в Багдаде предпочли поддерживать, прежде всего, трансграничный газопровод по маршруту Иран – Ирак – Сирия.
«С уходом Б. Асада у Анкары появился шанс на реванш по катарскому проекту, – указывают в Фонде политических, экономических и социальных исследований Турции (SETA). – Турецкая сторона ближайшее время может возобновить проект транспортировки катарского газа. Причем при содействии недавно сформированного "правительства спасения" Сирии».
Турция с реализацией этого проекта «станет крупнейшим газовым хабом для Европы, а катарский газ в ещё больших объёмах поступит на европейский рынок, закрыв эпоху зависимости Брюсселя от Москвы в энергетическом секторе».
По имеющейся информации, предварительно привлекают «транзитную» Саудовскую Аравию с её запасами предполагаемого к сжижению природного газа на побережье Персидского залива вблизи линий разграничения с Катаром, Бахрейном и Кувейтом. При этом варианте не исключается совместное участие Эр-Рияда, наряду с Дохой, в финансировании такого проекта, общая инвестстоимость которого еще в 2008-2009 гг. оценивалась более чем в 20 млрд. долл.
В 2020-2024 гг. Анкара постаралась нормализовать дипломатические связи и с соседями Катара – ОАЭ и Саудовской Аравией, без согласия которой проект невозможен в принципе. Косвенно, если не впрямую содействует его продвижению и подписание в конце марта в Анкаре совместного заявления о начале переговоров по заключению соглашения о свободной торговле (FTA) между Турцией и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Решение об переговорах по FTA было согласовано в ходе турне Р. Эрдогана в 2023 году в Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ и Оман. Подписание соглашения планируется не позже 1-го квартала 2025 года.
Реанимация «катарского газопровода», призванная укрепить зависимость Европы от «турецкого» транзита, упрочит позицию Анкары в диалоге с Москвой по вопросам функционирования российско-турецкого «газового хаба», разговоры о котором идут уже не первый год. После прекращения транзита через территорию бывшей УССР единственным маршрутом экспорта российского газа в Европу останется одна из двух «ниток» проложенного через Чёрное море «Турецкого потока». Вновь ставшая актуальной после событий в Сирии программа строительства газопровода из Катара в Восточную Европу прямо конкурирует с газовыми проектами России и Ирана, что чревато определёнными геополитическими потрясениями, полагает национальный эксперт по энергетике Программы развития ООН в Армении Ара Марджанян.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев