ДЛЯ ЧЕГО МЫ ОСВЯЩАЕМ СРЕТЕНСКИЕ СВЕЧИ.
Для чего мы освящаем свечи на празднике Сретения Господня.
«Сретенскими» в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня. Точное название чина, о котором идет речь — «Чин благословения свещ на Сретение Господне».
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).
В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи». В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».
Согласно православной традиции, «горящая пред иконой свеча — это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча — символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу». Как писал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, «свет свечи должен означать благоговение к святой иконе и давать удобство видеть ее». Из этого следует также, что нет «более благодатных» или «менее благодатных» свечей, и, например, «Пасхальная» свеча не обладает большей «святостью», чем «обычная» освященная в церкви свеча.
К сожалению, в околоцерковной среде сложилось мнение, что сретенские свечи имеют особую «благодатную» силу, а потому они могут использоваться верующими как некий оберег, защищающий человека от нечистой силы или от таких природных явлений, как, например, гром или гроза. Но при этом мы должны помнить, что спасает и защищает нас от всевозможных напастей не какой-нибудь материальный предмет, пусть даже и приобретенный нами в церковной лавке, а только один Бог.
И если мы надеемся на силу свечей и при этом и думать не хотим о Боге, в таком случае мы ничем не лучше наших предков – язычников, которые приписывали определенным вещам некую магическую силу. Ведь что такое магия? Магия – это совокупность действий, ставящих своей целью повлиять на окружающую действительность с помощью неких таинственных сил. Почему магия всегда была столь популярной? Да потому, что человек надеялся добиться своих целей без определенных душевных затрат. Намного проще произнести какое-нибудь непонятное заклинание, совершить какой-нибудь ритуал, чем молиться Богу, поститься, каяться в грехах. И если в православии духовное преуспеяние человека зависит только от того, насколько его сердце открыто перед Творцом, насколько он исполняет Его заповеди и стремится к Нему, то в магии главное – точное соблюдение ритуала. И при этом неважно, что чувствует сам человек.
Таким образом, подобное отношение к предметам, даже и церковным, не является соответствующим духу православия. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: отношение к сретенским свечам должно быть точно таким же, как и к остальным свечам, а потому не стоит их использовать только, так сказать, в «особых случаях» – во время погодных ненастий или же тогда, когда нам нужно, чтобы Бог «гарантированно» исполнил наши прошения. И тем более сретенские свечи не нужны для того, чтобы их хранить как некий оберег от нечистой силы. Предназначение свечи – гореть во время нашей молитвы, а не пылиться на полке в ожидании «особого дня». Сретенская свеча в домашних условиях хранится благоговейно, у икон. Пользоваться ими дома можно так же, как и любыми другими церковными свечами, возжигая их во время молитвы, зажигая ими лампаду. Есть благочестивая традиция зажигать сретенскую свечу: для общей молитвы во время канона Андрея Критского в первую седмицу Великого поста и в Великий четверг на чтение 12 евангелий. Многие верующие достают бережно хранимую свечу для молитвенного обращения к Всевышнему в особо трудных жизненных случаях: в болезни; горе или опасности; в печали и искушениях; перед экзаменом; или перед принятием сложного решения. Церковь освящает свечи на Сретение в знак освящения и очищение мира истинным Светом Христова Евангелия, не придавая освященным свечам какого-либо суеверного магического чудодейственного значения. А еще свет свечи - это символ огонька веры, который теплится в сердце каждого христианина. ❤ 🙏 ❤
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев