Любопытно описание беседы старообрядцев с представителями господствующей церкви в Плесе ( Северцев - Полилов Г. Т. Развиватели. СПб.: 1903), - где упоминается портной из села Толпыгино: " - Вот, вот, он зачнет, - послышались голоса. - Портной из Толпыгина - шепнул Перегудов Зимину.
Федос поднял голову, посмотрел на стоящего перед ним портного и, степенно указывая на табуретку против себя, промолвил:
- Садись, Василий Семеныч, - о чем беседовать
будешь?
Портной, по-видимому, приготовился к этому вопросу и быстро выпалил:
- После Никона у вас нет благодати священства. Не признаем ваших иереев.
Федос снова окинул взглядом противника.
- Прежде всего - не Никон, а Патриарх Никон,- заметил он строго, - а затем, брат мой, позволь тебе сказать, что в правильной кафолической церкви благодать священства, как до Патриарха Никона, так равно и после него продолжает преемственно от Святых апостолов передаваться и доныне. Вот у вас, отщепенцев от православной церкви, ни её, ни иереев нет.
- Как нет? - возразил портной, - а Австрийская,
Белокриницкая иерархия ?
- Св. Ефрем Сирин говорит: «Кто отлучится от церкви, того постигнет Иудино давление». Какое же возможно преемство благодати священства от иереев, отлученных от церкви, раз они обречены Иудину давлению?
Бойкий портной не нашелся ответом. Он молча кусал губы. К нему на помощь поспешил небольшого роста рыжеватый старичок...".
Но вот что интересно, в своей работе "Развитие старообрядчества в Нерехтском уезде Костромской губернии в XIX начале XX века" Костромской историк и краевед Н. В. Бадьина(1) приводит следующие данные: "Особое распространение страннический толк получил в приходах с. Андресвское - 82 души обоего пола по данным за 1914 г., с. Кувакино - 66, с. Шохна - 41; с. Толпыгино - 21, с. Красинское - 21, с. Ивановское и с. Большое Яковлевское по 3 человека".
Нет комментариев