В определении термина «портбукет» долгое время не было ясности. Как следует из самого слова «портбукет» (фр. porte – носить, bouquet – букет), это предмет для ношения цветов, который имел несколько способов фиксации. Портбукет можно было держать в руке, прикреплять к одежде или к длинной ручке. Наиболее сложные модели имели ножки, которые позволяли превращать их в вазочки для цветов.
Считается, что портбукеты появились в эпоху Людовика ХIV не только во Франции, но и в других странах, в ХVIII веке покорили Россию, а в первой четверти ХIХ столетия достигли Америки. Пик интереса к этим изящным вещицам падает на ХIХ век, особенно на середину и вторую половину столетия – время, когда новаторские достижения техники соединились с возросшими эстетическими потребностями в украшении дамского костюма. В ХIХ веке значительно расширился диапазон светской жизни. Помимо протокольных придворных церемоний, традиционных балов и светских визитов проводились яркие публичные праздники. В Англии это были скачки и спортивные состязания, которые заканчивались вручением призов, в Париже – выезды в Оперу, торжественные открытия многочисленных выставок, в том числе Всемирных. Портбукеты быстро заняли достойное место среди подарков (в чем-то повторяя судьбу драгоценных табакерок), которыми обменивались не только особы королевской крови, но и другие знатные персоны.
Формы и декор портбукетов эволюционировали вместе с техниками и вкусами XIX века. Изделия из драгоценных металлов служили образцами для более простых. Обязательным элементом портбукета была верхняя часть – вазочка, которая могла состоять из нескольких пластинок, иметь форму конуса или рога. Сам сосуд для цветов делался из одного или двух материалов, обычно богато декорировался эмалями, камнями, жемчугом и мог дополняться зеркальцами, миниатюрами, визитницами. В первом случае пластинки чаще всего делались в форме листьев. Лист мог принимать и другую форму, сворачиваясь в конус. Сосуды в виде рожка также изготавливались в нескольких вариантах. Верхняя часть обычно крепилась к ручке при помощи соединительного элемента в виде металлического кольца, к которому иногда добавлялся «воротничок». Ручка не всегда делалась из того же материала, что и вазочка: она могла быть из металла, дерева, слоновой кости, рога, раковины, перламутра, агата или керамики. Иногда портбукеты дополнялись ножками или флаконом для нюхательной соли. Цветы в портбукете фиксировались булавкой, вставлявшейся в одно или несколько отверстий в вазочке, но иногда использовали крючок или зажим. Чаще всего булавка прикреплялась к вазочке или центральному ободку. Цепочка соединяла центральный ободок или ручку с простым или декорированным кольцом. Это кольцо можно было носить на пальце или прикреплять к шатлену. Некоторые портбукеты имели булавки или крючки для крепления к одежде.
Источник: Государственный Эрмитаж
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев