Виктор Корольков. Времена года
Тут следует обратить внимание на то, что зимнее солнцестояние начинается 21 декабря, однако, примерно 3 дня солнце как бы «стоит на месте» — световой день не увеличивается и не уменьшается. И только 25-го декабря начинается ощутимое прибавление светового дня. Именно эта символическая точка, когда свет как бы начинает возрождаться, т. е. побеждать — и есть дата древнего праздника. Скорее всего именно в этот день в древности отмечали и сам Новый год (не в марте и не в сентябре — это все уже поздние передвижения точки отсчета, не имеющие такого сакрально смысла).
В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду — молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни. Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда — это очередное (и вечное) возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою.
После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель. Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний (колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч.)
«В этом переходе от постепенной утраты к постепенному возрастанию светоносной силы солнца предки наши видели его возрождение или воскресение (=возжжение солнцева светильника) и в честь столь радостного события, совершавшегося в небе, зажигали по городам и селам костры. Так как около того же времени христианские правила установили праздновать Рождество Спасителя, называемого в церковных песнях „праведным солнцем, пришедшим с востока“, то древлеязыческий праздник рождающемуся солнцу и был приурочен к Рождественским святкам.»
(А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3).
#славяне #рождество #история #интересно
Нет комментариев