Тадж-Махал (хинди ताज महल, урду تاج محل — «Корона дворцов», англ. Taj Mahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.) Построен по приказу падишаха империи Великих Моголов Шах Джахана I, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка. Позже в мавзолее был похоронен и сам Шах Джахан I.
Шах-Джахан был пятым падишахом империи Великих Моголов, правившим с 1627 до 1658 года. Он оставил след в истории как правитель и как создатель выдающихся архитектурных памятников в Агре и Дели. В 20 лет Шах-Джахан взял в жёны девушку персидского происхождения. Третья жена будущего шаха получила имя Мумтаз-Махал — «избранная, возвышенная во дворце». Они прожили 19 лет. По словам летописцев, доверие Шах-Джахана к супруге было настолько полным, что у неё даже был доступ к главной печати страны.
В 1631 году Мумтаз-Махал скончалась, рожая четырнадцатого ребёнка. Чтобы увековечить имя жены, вдовец решил создать памятник, не имеющий себе равных. Как записал придворный летописец Мухаммед Амин Казвини, «…это будет шедевр для грядущих веков, увеличивающий восхищение всего человечества». Через несколько месяцев после кончины Мумтаз-Махал началось строительство великого мавзолея.
В письменных источниках имя архитектора Тадж-Махала не сохранилось. Чаще всего в качестве главных авторов и конструкторов называют Устада Ахмада Лахаури и турка Ису Мухаммеда Эфенди. Более вероятно, что над проектированием работала целая группа специалистов. Кроме того, сам Шах-Джахан был увлечён архитектурой и принимал участие в создании мавзолея. Также нанимались высококвалифицированные скульпторы, резчики, каллиграфы из Индии и соседних стран.
Для строительства мавзолея возводились леса не из традиционного бамбука, а из кирпича. Всего к строительству было привлечено 22 000 работников, а грузы перевозила тысяча слонов. Белоснежный мрамор привозили из месторождения в Макране в четырёхстах километрах от Агры. Самоцветы доставляли отовсюду: нефрит из Китая, бирюзу из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфир из Шри-Ланки.
Работы по возведению главного здания завершили к 1643 году, примерно за 12 лет. Но потребовалось ещё больше десяти лет для постройки других элементов ансамбля.
В 1658 году престол захватил сын Шах-Джахана и отправил отца под арест. После смерти Шах-Джахана в 1666 году его похоронили в мавзолее рядом с женой.
В XVIII веке Тадж-Махал ограбили джаты: сняли люстры, золотой и серебряный декор и золотое навершие купола. Тадж-Махал пострадал и во время индийского восстания в 1858 году: колонизаторы вырезали из стен драгоценные камни.
К концу XIX века часть строений обветшала. После подавления восстания и установления власти британской короны в 1908 году Тадж-Махал отреставрировали, а сад реконструировали в английском стиле.
Во время Второй мировой войны и в период войн Индии с Пакистаном мавзолей одевали в леса, чтобы дезориентировать бомбардировщики. В XX веке из-за загрязнения воздуха стены дворца покрылись налётом, поэтому вокруг мавзолея создали зону с жёсткими экологическими ограничениями. Облицовку поддерживают чистками.
С Тадж-Махалом связан интересный миф. По легенде, Шах-Джахан хотел построить еще один мавзолей напротив Тадж-Махала, на этот раз черного цвета. Об этом, например, свидетельствуют записки европейского путешественника Жана-Батиста Тавернье, посетившего Агру в 1655.
Считалось, что задумку не удалось воплотить в жизнь из-за того, что Шах-Джахана сверг его собственный сын. Напротив Тадж-Махала на другом берегу реки в Лунном саду найдены руины из черного мрамора. Но раскопки показали, что эти камни — на самом деле всего лишь почерневший белый мрамор.
О Шах-Джахане рассказывают еще одну интересную историю. При строительстве Тадж-Махала вместо бамбуковых лесов возвели леса из кирпича. Их размеры были внушительны, и мастера опасались, что разборка может занять годы. По легенде Шах-Джахан объявил, что любой человек может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести.
Путь к главным воротам комплекса проходит через базар. От ворот открывается вид на сад и мавзолей, по обе стороны от которого выстроены два одинаковых здания.
Мавзолей высотой около 74 метров стоит на четырёхугольном постаменте, украшенном растительным орнаментом. С четырёх сторон платформы расположены минареты. Они стоят не строго вертикально, а чуть под углом, чтобы в случае обрушения не задели дворец.
Мавзолей увенчан огромным куполом высотой 35 метров, на вершине установлен позолоченный полумесяц. По сторонам размещены четыре маленьких купола.
Мечеть комплекса контрастирует с мавзолеем, она построена из красного песчаника и декорирована белым мрамором. Павильон для гостей с другой стороны мавзолея копирует мечеть и создаёт симметрию.
Каналы с фонтанами делят сад на четыре прямоугольника. В традиции моголов это райский сад с четырьмя реками. В центре сада — пруд в форме лотоса, и в нём Тадж-Махал отражается во всём великолепии. В древних источниках сад описывается как изобилующий цветами, плодовыми деревьями и кустарниками. Позже англичане переделали его по своему вкусу.
С трёх сторон комплекс ограждают стены из красного песчаника. Главные ворота с куполами и боковыми башнями — самостоятельная достопримечательность. Проёмы ворот перекликаются с арочными проёмами мавзолея. Ворота украшены надписями и цветочными мотивами.
Внутренний зал мавзолея выполнен в форме восьмиугольника с арками. Высота потолков — почти 25 метров, внутри сделан «ложный» купол. Стены инкрустированы полудрагоценными камнями в виде цветов, фруктов, лоз. Пол украшен геометрическим узором из контрастного мрамора.
Кульминация убранства — ансамбль кенотафов Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Гробницы же супругов находятся в нижней усыпальнице, куда посетителей не пускают. Кенотафы обнесены ажурной оградой, повторяющей форму зала. Узоры прорезаны так искусно, что вся поверхность кажется кружевной, а не каменной.
Надгробие Мумтаз-Махал находится в центре зала, а больший по размеру кенотаф Шах-Джахана смещён к западу. Это говорит о том, что падишах не планировал покоиться в Тадж-Махале.
Нет комментариев