Здание вокзала.
В 1910-м появилась станция Юсупово со зданием вокзала, жилыми домами и мельницей. Сохранила история и имена первых её служителей и жителей – стрелочников Ивана Горбачёва и Тихона Артёменко. Работниками станции были в основном жители расположенного неподалёку села Илёк-Кошары. Земли, по которым прошла железная дорога и построили станцию принадлежали князьям Юсуповым. Отсыпку насыпи, укладку дороги, все вокзалы и хозяйственные постройки строили местные крестьяне по найму. В 1910 году было начато строительство, которым руководил инженер Л. Ф. Шухтан. До 90-х годов 20 века на станции Юсупово было 2 главных пути, 2 дополнительных и 2 тупика, один из которых проходной, на котором осуществляли разгрузку вагонов с грузами, прибывавшими для нужд близлежащих хозяйств.
В советское время кроме грузовых составов через станцию курсировали пассажирские поезда Ленинград-Жданов (Мариуполь), Брянск-Мариуполь, Брянск-Донецк, а также пригородные, называемые в просторечье «рабочими».
В летнее время проходили поезда из северной столицы в Адлер, Новороссийск, Симферополь, Севастополь, Батуми, Сухуми, а также следовавшие на юг поезда из Мурманска. По краям станции, называемых горловинам находились двухэтажные путевые посты, с которых дежурные стрелочных постов с помощью специальных устройств управляли семафорами. Начальником станции Юсупово в то время был Н. Е. Титов. После 1917 года Белгород-Сумская железная дорога была национализирована и присоединена к Южной железной дороге. Сегодня Юсупово— остановочный пункт Орловско-Курского региона Московской железной дороги РЖД, на линии Льгов-Киевский-Подкосылев (106,5 км), расположенный в Ракитянском районе Белгородской области.
В 1895 году в Ракитном, имении князей Юсуповых, был построен сахарный завод. Для подвозки топлива, камня и других материалов, а также свеклы и вывоза сахара потребовались подъездные железнодорожные пути. В 1896 году князь Юсупов с сахарозаводчиками Терещенко и Харитоненко организовали акционерное общество для строительства железной дороги от Сум до Белгорода. Дорога была построена в 1901 году и получила название Белгород-Сумская. Строительными работами с 1898 по 1901 год руководил инженер-путеец И. А. Сумовский, ставший одним из директоров правления общества Белгород-Сумской железной дороги.
Немного истории о том, как строились железные дороги на территории современной Белгородской области в конце XIX – начале XX веков.
1895 год стал годом строительства Харьковско-Балашовской железной дороги. Учредителем стало акционерное общество Юго-Восточных железных дорог. Харьковско-Балашовская железная дорога проходила через уездные города Валуйки и Бирюч, бывших в то время уездными городами Воронежской губернии.
1896 год стал годом строительства железнодорожной ветки Белгород-Волчанск Курско-Харьковской-Азовской железной дороги, ставшей к тому времени государственной.
В 1897 году акционерным обществом Юго-Восточных железных дорог была закончено строительство Елецко-Валуйской железной дороги, проходившей через города Старый и Новый Оскол Курской губернии до станции Валуйки. В результате строительства станция Валуйки стала узловой.
В 1901 году было завершено строительство частной Белгород-Сумской железной дороги, для обслуживания которой в Белгороде была сооружена станция Белгород-Сумской.
В 1903 году образовалось второе акционерное общество по строительству железной дороги от станции Льгов до станции Лихая. Поселок Лиховской, как населенный пункт возник с появлением станции Лихая в 1871 году. Название поселка и станции произошли от близлежащего казачьего хутора Лихой, который, в свою очередь назван по реке Лихой.
В 1911 году было завершено строительство линии Льгов-Харьков Северо-Донецкой железной дороги, соединявшейся с Белгород-Сумской железной дорогой на станции Готня.
Станция Готня, станция узловая, в посёлке Пролетарский Белгородской области, а не Богом забытый разъезд.
Сумская сторона станции Готня имела 4 пути и принадлежала князю Юсупову, а Северо-Донецкая сторона-7 путей и принадлежала акционерам. Своё название станция получила от двух селений села Введенская Готня и деревни Готня жители, которых работали на строительстве станции и стали первыми служащими на ней. Станция Готня в конце 1900-х была передана в ведение акционерного общества Северо-Донецкой железной дороги. Общество соорудило здание железнодорожного вокзала и другие станционные постройки, включая паровозное депо.
Комментарии 36
Спасибо огромное Федору Сергееву! Как хорошо, что есть такие люди!